Последние времена

Последние времена настали — слова, которые считает уместным произнести практически каждое поколение. В любую эпоху особенно чётко слышен топот копыт и лязг мечей с полей Армагеддона. Предзнаменований конца света всегда более чем предостаточно. Желающих их разглядеть также каждый раз имеется в избытке, особенно в эпоху 8 миллиардов жителей планеты Земля.

Последние времена. Линейный образ времени требует наличия начала времён и, соответственно, — конца. От Золотого века, канувшего в Лету, до последней битвы богов. Либо наоборот: от дикарей до Золотого века в будущем. Неважно, где расположен Золотой век — впереди или далеко позади — в таком представлении он всегда — не сейчас.

Идеализированное представление требует линейности времени, а линейность — идеализированных недостижимых объектов (в прошлом или в будущем — без разницы). Общество в таком миропредставлении либо в прогрессе, либо в регрессе. А меж тем сам человек на удивление статичен и очень плохо поддаётся метаморфозам.

Вся новая и новейшая история — это борьба линейных парадигм за монопольное право на палату мер и весов. Назад в будущее, время вперёд, зов предков со всем их наследием — лишь яркие знамёна для брошенных детей, в поисках смысла своих затей. Дети кукурузы во всём многообразии своего воплощения.

Меж тем вся русская, том числе и европейская культура, есть культура христианская (вне зависимости от религиозных представлений её носителей). Образ Христа, попирающего смерть — является одним из базовых нашей цивилизации. Но в контексте обсуждения вопроса восприятия времени Христос-победитель встречающий приунывших апостолов — это самый что ни на есть краеугольный камень. Альфа и Омега в буквальном смысле. Начало и конец в одном месте и моменте времени. Любой период времени после воскрешения Христова может называться «последние времена» с полным обоснованием. Армагеддон, этот христианский Рагнарёк, монобожья битва богов эпичен, стратегически сложен, много интересных тактических решений, масса локальных подвигов и проявлений героизма. Но главное его отличие от прочих битв богов — конец битвы известен. Вся яркая палитра событий на холсте пространственно-временного континуума ведёт к известному результату. Мы подглядели ответ к задаче, даже не прочитав условие.

Время лишь одна из координат по которой выставлены полки. При этом никто не стоит и не ждёт сигнала к началу атаки. Махач давно начался. Когда Христос позвал безымянного разбойника с собой на Рагнарёк — битва богов началась. И нам известен этой битвы конец. Каждый год на Пасху мы напоминаем себе об этом.

Последние времена настали именно тогда, и других времён больше нет. Основная интрига лишь в том на какой стороне окажешься ты. И мы Григорием Мелеховым мечемся, перебегая из лагеря в лагерь, надеясь, что не ошибёмся и окажемся там где надо. Какой сделать выбор: ставить на красное, ставить на чёрное, ставить на зеро? Страх прогадать и сплошная суета. Подняв голову, оглядевшись вокруг себя мы видим мечи, сабли, копья, пули, слышим лязг, свист, грохот. В этом гвалте тяжело понять кто на какой стороне и многие решают считать своим просто тех с кем случайно оказались рядом. В этой битве не так важно как быстро ты машешь мечом. Важно — остаться до последнего с тем, кто попирает смерть. А ориентир один — Россия. Ведь мы русские, и с нами Бог.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации