Полмиллиарда за хлам или как цыган ворону обманул (№184)
На фоне поездки Владимира Зеленского в Турцию на задний план незаслуженно затёрт его визит в Болгарию, а там произошли события гораздо более интересные. На встрече с местными коллегами украинский президент чётко обозначил желание купить у Софии оборудование, которое ранее планировалось под строительство АЭС «Белене»
Глас хрипящего в пустыне
Пельмени, ностальгия и разум
Лафа и олифа
Тарковский без глянца
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
Космонавт Юрий Гагарин и американские фейконафты
Невероятный самолет: ТУ-144
Немногие знают, что в середине прошлого столетия СССР участвовал не только в космической, но и сверхзвуковой гонке. Правда, соревновался он на этот раз не с США, а с Европой – и победил. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-144, произведенного на Воронежском заводе №64. Именно это событие принесло победу Советскому союзу в битве за сверхзвук, и рекорды по скорости и высоте полета легендарного воздушного судна не были побиты до сих пор.
История создания Ту-144 началась с освоения Севера и Дальнего востока. До его создания в конце 50-х годов для пассажирских перевозок в СССР использовался реактивный пассажирский самолет Ту-104, на котором с двумя остановками можно было долететь из Москвы до Дальневосточного региона за восемь часов. Несмотря на то, что Ту-104 на тот момент считался одним из самых передовых авиалайнеров в мире, было понятно, что СССР не удастся долго удерживать оставаться лидеров. Советские специалисты знали, что в Европе и США существуют проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов – их макеты неоднократно показывались на международных авиасалонах.
В 1962 году, Великобритания и Франция начали работу над совместным проектом, получившим название Concorde. Впоследствии именно «Конкорд» станет главным соперником отечественного Ту-144. Кроме того, почти в то же время в США развернулись собственные работы по созданию самолета Boeing 2707, который должен был перевозить 300 пассажиров со скоростью до 3 тысяч километров в час, однако после появления «Боинга-747», который оказался вместительнее и дешевле, проект был заморожен.
В июле 1963 года Никита Хрущев поставил задачу создать пассажирский сверхзвуковой самолет, на котором до Хабаровска можно будет долететь за 3,5 часа. Он должен был развивать крейцеровскую скорость полета 2300-2700 километров в час и способен пролететь на сверхзвуке 4000-4500 километров с 80-100 пассажирами на борту, либо 6000-6500 километров с 50 пассажирами на борту.
Разработку нового авиалайнера поручили Конструкторскому бюро Туполева, а ответственным за его создание был назначен Алексей Андреевич Туполев, сын знаменитого конструктора Андрея Туполева. Перед советскими специалистами стоял план: построить к 1967 году пять экземпляров. Социализм должен был во что бы то ни стало одержать победу над капитализмом.
Создание сверхзвукового пассажирского авиалайнера стало одним из приоритетных проектов Министерства авиационной промышленности. Однако путь не был простым. Во время проектировки Ту-144 специалисты были вынуждены зайти в ранее неизведанную область, где они столкнулись с вопросами, на которые не было готового ответа.
Поскольку Ту-144 должен был совершать на сверхзвуковых скоростях дальние полеты, это отразилось на его конструкции. Чтобы добиться нужного результата, инженеры использовали самые передовые научно-технические решения. Планер самолета был выполнен по схеме «бесхвостка» – у него отсутствовали плоскости управления высотой, что позволило снизить массу конструкции и аэродинамическое сопротивление. Также Ту-144 имел опускающуюся перед кабинкой пилота носовую часть фюзеляжа. Она обеспечивала пилотам более широкий обзор при взлете и посадке на больших углах атаки, что было характерно для самолетов подобной конструкции. Впоследствии такая особенность конструкции Ту-144 стала его визитной карточкой.
Специально для Ту-144 в ОКБ Николая Кузнецова был разработан двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой НК-144. Также при создании воздушного судна использовалась самые совершенные на тот момент бортовые приборы, благодаря которым самолет мог приземлиться в автоматическом режиме в любое время суток. И даже внешне воздушное судно, выполненное из титана и алюминия, выглядело изящным, словно подтверждая знаменитый тезис Туполева «некрасивые самолеты не летают».
Советские власти стремились во что бы то ни стало обогнать соперников и не могли допустить, чтобы «Конкорд» взлетел первым. Из-за этого специалистам приходилось собирать пассажирский лайнер в спешке и идти на риски.
Так, за год до первого полета транспортировка крыльев для Ту-144 могла закончиться трагедией. Дело в том, что детали для самолета производись на Воронежском заводе №64, а позже отправлялись по речным путям в Жуковский, где проходила сборка. Однако зимой 1967 года лед на реках встал очень рано, и транспортировка оказалась попросту невозможна. Чтобы не срывать сроки, министр авиапрома Петр Дементьев пошел на отчаянный шаг. Он приказал провести сложнейшую операцию по доставке крыльев с помощью вертолета-крана Ми-10 – несмотря на то, что расчеты показывали, что теоретически это невозможно. И хотя советские летчики справились с заданием, оно вполне могло закончиться трагически.
31 декабря 1968 года советский сверхзвуковой самолет Ту-144 совершил свой первый полет. Всего в воздухе судно пробыло 38 минут. Европейский «Конкорд» взлетел на два месяца позже, 2 марта 1969 года. Правда, в эксплуатации он пробыл намного дольше, чем отечественный Ту-144.
Вплоть до 1977 года самолет проходил многочисленные испытания, а также использовался для доставки грузов. Единственным пассажирским маршрутом стали рейсы из Москвы в Алма-Ату и обратно, но они выполнялись лишь до мая 1978 года. Их было решено приостановить после катастрофы под Егорьевском, когда самолет разбился во время испытаний перед передачей в эксплуатацию.
Французский «Конкорд» же был снят с пассажирских рейсов только в 2003 году. Причиной стала катастрофа, произошедшая над Парижем тремя годами ранее, когда у авиалайнера загорелся двигатель и он рухнул на здание гостиницы.
Тем не менее, в 1980-е годы несколько уже построенных Ту-144 продолжали использоваться в качестве летающих лабораторий. На них устанавливались мировые рекорды скорости и высоты полета.
Автор: Кристина Уласович
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104
https://www.gazeta.ru/science/2018/12/31_a_12115153.shtml
https://rostec.ru/news/tu-144-operezhaya-zvuk-i-ves-mir/
http://www.vaso.ru/index.php/home/stranitsy-istorii/225-stranitsy-istorii
Постижение империи - 3. Сравнительные жизнеописания Османской и Российской империй
Воспоминания "Ника Путина" О Любанской Наступательной Операции
Гендзанский Десант Морпехов СССР. Август 45-го
Дядя Стёпа — милиционер
Мультфильм про Дядю Степу-милиционера — доблестного, приветливого и очень высокого защитника правопорядка. Экранизация одноименного стихотворения Сергея Михалкова.
Берегись автомобиля
Скромный страховой агент и актер театра самодеятельности Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Он угоняет машины взяточников, продаёт их, а вырученные деньги перечисляет детским домам. Правда, для правосудия, представляемого актером того же театра, а в миру — следователем Подберёзовиковым, этот Робин Гуд представляется хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.
Бабник - 2
Двое молодых оболтусов из подрастающих бабников решили встретить Новый Год с приключениями. Это им удается, причем на пути юных повес встречаются все новые и новые колоритные фигуры...
Имитатор
Молодой человек решает заняться бизнесом. Главный конек «начинающего делового человека» - великолепная способность имитировать чужие голоса. Прибавьте к этому телефонный аппарат и отличную коммуникабельность и... дело пошло!.
Свинарка и пастух
«Свина́рка и пасту́х» — чёрно-белый фильм 1941 года, музыкальная комедия Ивана Пырьева, за которую режиссёр был удостоен Сталинской премии второй степени в 1942 году.
Цветной фильм.
Чёрно-белый фильм.
Сюжет
Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Нагловатый и самоуверенный Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.
Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула. Они симпатизируют друг другу и договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.
По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.
Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.
Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.
Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на День Петра и Павла.
На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.
Факты
Географически малозначительные населённые пункты, в которых разворачиваются события художественной картины, существуют и по сей день.
Первая значимая роль в кино Владимира Зельдина. В этот фильм он попал благодаря случаю. На роль пастуха с Кавказа Мусаиба Гатуева вместе с Владимиром пробовалось много грузинских артистов. Пырьев никак не мог выбрать. Тогда он собрал всех женщин съемочной группы в просмотровом зале и показал все пробы. И женщины практически единогласно выбрали Зельдина.
В сценах в свинарнике Марину Ладынину дублировала будущая кавалер ордена Ленина, лауреат Государственной премии СССР 1976 года животновод подмосковного совхоза «Талдом» Александра Нефёдовна Лазикова (1919–2012).
Экспедиция в Кабардино-Балкарии была завершена 22 июня 1941 года. После начала Великой Отечественной войны актёров мобилизовали и отправили в танковую школу. Однако спустя некоторое время всех мужчин, занятых в фильме, по приказу Сталина вернули на «Мосфильм». Сцены картины снимали на Сельскохозяйственной выставке в две смены. Часто бывало, что во время съемок начинались налеты немецкой авиации, бомбежки, выли сирены. Съемочная группа уходила в бомбоубежище, а потом, после бомбежки, возвращалась к работе. Съемки закончились в эвакуации в Алма-Ате.
Мировая премьера фильма состоялась 6 июня 1944 года.
В США фильм шёл под названием «They Met in Moscow» («Они встретились в Москве»).
По ТВ и сегодня показывают фильм с купюрами, сделанными как в ходе борьбы с атрибутами культа личности Сталина в 1960-х гг. — из начальных титров изъяты упоминания о режиссёре Пырьеве, поскольку к его имени в титрах была прибавлена фраза «Сталинский орденоносец», нет кадров со статуей Сталина на ВДНХ и последующего эпизода с Глашей на её фоне, так и в ходе первой волны послесталинской адаптации произведений культуры к новым реалиям — в частности, коррекции внутренней межнациональной политики, в том числе в отношении роли русской национальной культуры. Так, в 1954 г. при перемонтаже из картины убрали ряд фраз персонажей и фрагментов фильма с некоторыми песнями главных героев[8], похожий перемонтаж постиг и многие другие фильмы, например, «Сказание о земле Сибирской», укороченное при перемонтаже в 1954 г. более чем на 10 мин. Относительно полная версия картины была выпущена на видеокассете киновидеообъединения «Крупный план» в серии «Киноклассика России». Полная версия фильма имеет длительность 92 мин, в таком виде дублированная картина демонстрировалась в центральных кинотеатрах послевоенного Берлина в Германии в 1946 г.
Существует легенда, основанная на воспоминаниях Ярослава Голованова, что этот фильм шёл по Центральному телевидению СССР в момент первого выхода на поверхность Луны экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Однако в этот момент, 6 часов утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач — в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра.
Спустя много лет, Владимир Зельдин исполнил роль постаревшего Мусаиба в фильмах «Парк советского периода» и «Убежать, догнать, влюбиться».
Его звали Роберт
Молодой ученый создает биохимическую модель человека. Роботу «РБ-235», точной копии своего создателя, дали возможность выйти за пределы института и пожить по-человечески
Действуй, Маня!
Для борьбы с мафией ученый - биолог и молодой талантливый программист создают робота - супермена. В расчеты одного из создателей неожиданную поправку вносят эротические фантазии: супермен получился точной копией фотомодели с рекламного плаката.
Многослойность политической системы и структурная матрица
Неуловимые мстители
Бывший гимназист Валерка, веселый отчаянный Яшка-цыган, оставшиеся сиротами Данька и его сестренка Ксанка дали клятву внедриться в отряд к атаману Бурнашу и отомстить ему и его банде за смерть отца Даньки. Под видом сына старого друга атамана Данька проникает в отряд Бурнаша. Однако бандиты сумели узнать об этом. Даньку ждет казнь, но друзья на то и друзья, чтобы не бросить своего товарища в беде.
Два бойца
«Два бойца» — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в Ташкенте в условиях эвакуации, во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. В 1963 году киностудией имени М. Горького сделана «новая редакция» фильма. Снят по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны.
Сюжет
1941 год. Это был год тяжёлых и напряжённых боёв на Ленинградском фронте. Крепкая товарищеская спайка помогала бойцам в трудные минуты ожесточённых сражений. Глубокая боевая дружба соединила и пулемётчика Аркадия Дзюбина, сварщика из Одессы, с уральским сталеваром Сашей Свинцовым. Но однажды друзья серьёзно поссорились: получив очередной однодневный отпуск, они гуляли по Ленинграду. Немного смущаясь, Саша признался своему другу, что в городе у него есть знакомая девушка Тася, которая приглашала его к себе в гости. Весь вечер, пока друзья были в гостях у Таси, Аркадий не замолкал ни на минуту. Он рассказывал смешные истории, шутил и пел, а Саша просидел всё время молча.
Когда Аркадий и Саша вернулись поздно вечером в свою воинскую часть, оказалось, что за время их отсутствия был тяжёлый бой, а многие из однополчан погибли. Чтобы поднять настроение бойцов, Аркадий с присущим ему остроумием рассказывает товарищам историю «несчастной» Сашиной любви. Свинцов глубоко обижен шуткой друга, и они ссорятся, но эта ссора разлучает друзей ненадолго. Закипает жаркий бой, и Дзюбин защищает ДОТ от атакующего противника.
Боец выполняет задание, но при этом его тяжело ранят. Рискуя жизнью, Саша выносит раненого друга с поля боя.
Публикации о фильме
Режиссёр Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонёк юмора» освещает события ласковым приятным светом.
— Григорий Александров. «Два бойца». «Труд», 21 сентября 1943 года.
Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемёта. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных недочётов.
Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца — один кузнец с Урала (актёр Б. Андреев), другой — сварщик из Одессы (актёр М. Бернес) — соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины.
— Всеволод Пудовкин. «Правда», 6 октября 1943 года.
Успех фильма в значительной степени основан также на хорошей игре актеров. Они избежали опасностей, подстерегавших их в сценарии. М. Бернес, исполняющий роль Дзюбина, мог чрезмерно увлечься одесскими шуточками. Этого не произошло благодаря счастливому чувству меры артиста. Его Дзюбин весельчак, балагур, песенник. Но это в нем не главное. Он умеет чувствовать, он по-настояшему чуток и глубоко человечен. То же самое и с Сашей Свинцовым, которого отлично, сыграл арт. Б. Андреев. Простодушие и милая медлительность кузнеца не стали поводом для актерского самолюбования. Наоборот, Андреев сдержан и скуп. Его Саша обаятелен своей внутренней непорочностью, душевным целомудрием. Он по-настоящему храбр, по-настоящему самоотвержен. Бледнее дан образ Таси артисткой В. Шершневой.
— Савва Голованивский. «Фронтовая дружба». «Красная звезда», 6 октября 1943 года.
Песни
Песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова), исполненные в фильме Марком Бернесом, приобрели широкую популярность.