В каких условиях может появиться новая национальная идея России?

Приветствую вас, мои уважаемые подписчики! Не устаю заниматься темой, которую считаю общественно значимой, а именно — поиском национальной идеи для современной России. Попытками как-то нащупать её контуры, увидеть, предугадать. Насколько это вообще возможно.
И я понимаю, что мои поиски могут закончиться ничем, и в конце пути меня ждёт разочарование, или очередное изобретение велосипеда из старых национальных идей, которые в разные исторические периоды были в России. Потому сейчас предлагаю их вспомнить, и немного порассуждать, почему они сложились именно такими в своё время.
В российской истории на разных этапах были сформулированы различные национальные идеи — обобщённые ценности и стратегические установки, вокруг которых строилось государственное и общественное сознание:
1. «Москва — Третий Рим» (XVI век):
Основные тезисы концепции «Москва — Третий Рим» (первая половина XVI века):
- Москва — духовная и политическая преемница сначала Древнего Рима, а затем Византии (Второй Рим).
- Первые два Рима (Рим и Константинополь) «пали» из-за отступления от «чистой веры», а Москва сохранила истинное православие и теперь должна быть новым центром христианства:
- «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» (послание старца Филофея князю Василию III).
- Московский князь (позже царь) становится единственно законным защитником и хранителем православной веры — своего рода «царём-хранителем», ответственным за всех православных христиан мира.
- В представлении Филофея и его последователей, Москва — последний оплот истинного христианства, за ней духовная миссия объединения и защиты православных народов.
Почему концепция возникла именно тогда:
- После падения Византии (Константинополя) в 1453 году восточнославянские земли остались без религиозного и политического центра.
- Московское княжество уже консолидировало русские земли, укрепило централизованную власть и стало крупнейшей православной державой.
- Возросла потребность в новой идеологии, легитимирующей царскую власть и дающей ей универсальную «евразийскую» миссию.
- Московские правители искали легитимацию не только у себя внутри страны, но и на международной арене («наследие Византии» придавало высокий сакральный статус).
- Усилившееся влияние Западной Европы и угрозы с её стороны (католицизм, Османская империя) подталкивали к поиску уникальной духовной идентичности, отличной от западных и исламских государств.
2. «Православие, самодержавие, народность» (XIX век):
Триада «Православие, самодержавие, народность» — это официальная идеология Российской империи, сформулированная министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1830-е гг., и закрепившаяся как «теория официальной народности».
Характерные тезисы:
- Православие:
- Основа духовной и нравственной жизни нации, хранение традиционной веры и культурной преемственности. Подчеркивается, что только в вере возможна мораль народа, а отход — ведет к упадку.
- Самодержавие:
- Единоличная, абсолютная власть царя. Император — не просто глава государства, а богоустановленный и сакрализированный владыка, отстаивающий порядок, справедливость и сильную государственную волю.
- Народность:
- Приверженность национальным традициям, устоям, языку, быту, психологии русского народа. Народность связывает церковь и трон, народ и государя, создает чувство сплочённости и уникальности народа по сравнению с Западом.
Вся система противопоставлялась западным идеям рационализма, индивидуализма, революционных потрясений. Русский путь — опора на веру, монархию и национальную сплочённость.
Почему идея возникла именно тогда:
- Россия находилась в периоде послепетровских реформ и западного влияния, при этом после войны 1812 года и декабристского восстания возник кризис идентичности и страх перед подражанием Западу.
- Общество и власть искали уникальную, скрепляющую формулу, которая могла бы противостоять политическим потрясениям (революционным идеям Европы) и дать опору для стабильного, патерналистского государства.
- Правящему режиму требовалась понятная, универсальная формула легитимации самодержавия и национального единства, не связанная ни с либерализмом, ни с республиканством.
- Идея была ответом на рост социального недовольства, интеллектуальной оппозиции и поисков нового смысла у образованной элиты. Она позволяла центрировать российскую государственность на духовных (православных), сакральных (царских) и этнокультурных (народных) ценностях.
3. Советский период:
Национальная идея СССР была основана на построении коммунистического общества, идеях интернационализма, «дружбы народов», коллективного будущего, прогресса и справедливости.
Характерные тезисы концепции:
- Построение коммунизма:
- Конечной целью провозглашалось создание общества полной социальной справедливости и материального изобилия, где отсутствует эксплуатация и классовые различия («каждому по потребностям, от каждого по способностям»).
- Интернационализм:
- Все народы СССР равны, нет наций господствующих и угнетённых; поддержка мирового пролетариата и идеи международной солидарности.
- Лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мир, труд, май», «Нет расизму и национализму».
- Дружба народов:
- Единство многонационального советского народа, уважение и сохранение культур всех республик, взаимная помощь, преодоление национальных и этнических конфликтов.
- Коллективизм и всеобщее благо:
- Интересы общества — выше личных. Ценности труда, совместной деятельности, взаимной поддержки и самопожертвования ради общего будущего. Культ коллективных достижений и именно общественных трудовых подвигов.
- Прогресс и вера в науку:
- Активное развитие науки, техники, образования, промышленности. Советское общество — пример для всего мира с точки зрения технологических и культурных достижений.
- Справедливость и социальное равенство:
- Государство обеспечивает всеобщий доступ к благам, образованию, медицине, жилью и социальной защите. Идеал: отсутствие эксплуатации, бюрократии, социальной несправедливости.
Почему идея возникла именно тогда:
- После революций и разрушения старых империй (1917 г.) требовалась новая объединяющая доктрина для огромной и пёстрой страны.
- Общество стремилось уйти от неравенства, бедности, угнетения прошлого к универсальным ценностям равенства и прогресса.
- Большевикам нужно было не только легитимировать свою власть, но и предложить мощный проект будущего для миллионов новых граждан (крестьяне, рабочие, малые народы).
- Вызовы XX века — индустриализация, война, необходимость конкурировать с капиталистическим миром и одновременно закреплять власть партии — требовали идеологии мобилизации, дисциплины и социального оптимизма.
В каких условиях может появиться новая национальная идея в России?
Современная национальная идея в России может появиться и получить широкую поддержку только при определённых исторических, культурных и социальных условиях:
- Кризис идентичности и запрос на объединяющую ценность. Необходимость новой идеи обычно появляется в моменты, когда общество сталкивается с кризисом самоопределения, утратой прежних ценностных ориентиров и усилением внутренних противоречий: разрыв между поколениями, регионы и национальности, спор о пути развития и смысле существования страны.
- Социальная и экономическая нестабильность. В периоды реформ, экономических трудностей, международного давления, санкций или угрозы безопасности народ ищет опору в «своём» — идею, вокруг которой можно сплотиться для преодоления вызовов.
- Многообразие общества. Современная национальная идея должна учитывать реальное этническое, религиозное, культурное и социальное многообразие России — быть инклюзивной, способной объединить представителей разных народов, поколений и контекстов.
- Потребность в позитивном проекте будущего. У россиян должен появиться коллективный образ желательного будущего, который не связан только с прошлым или с защитой (например, от врага), а ориентирован на развитие, справедливость, инновации, духовное обновление, уважение и самореализацию.
- Готовность общества к диалогу и реформам. Реальная национальная идея возникнет только в условиях, когда государство и общество готовы вести честный и открытый диалог, признавать ошибки, учитывать мнение разных групп, а не навязывать единую формулу сверху.
- Восприимчивость к глобальным трендам. В современном мире национальная идея должна быть открыта к международному сотрудничеству, интеграции науки и технологий, одновременно сохраняя самобытные черты и традиции.
Большое спасибо за внимание, дорогие зрители) Буду рад обсудить всё в комментариях!