В каких условиях может появиться новая национальная идея России?

Приветствую вас, мои уважаемые подписчики! Не устаю заниматься темой, которую считаю общественно значимой, а именно — поиском национальной идеи для современной России. Попытками как-то нащупать её контуры, увидеть, предугадать. Насколько это вообще возможно.

И я понимаю, что мои поиски могут закончиться ничем, и в конце пути меня ждёт разочарование, или очередное изобретение велосипеда из старых национальных идей, которые в разные исторические периоды были в России. Потому сейчас предлагаю их вспомнить, и немного порассуждать, почему они сложились именно такими в своё время.

В российской истории на разных этапах были сформулированы различные национальные идеи — обобщённые ценности и стратегические установки, вокруг которых строилось государственное и общественное сознание:

1. «Москва — Третий Рим» (XVI век):

Основные тезисы концепции «Москва — Третий Рим» (первая половина XVI века):

  • Москва — духовная и политическая преемница сначала Древнего Рима, а затем Византии (Второй Рим).
  • Первые два Рима (Рим и Константинополь) «пали» из-за отступления от «чистой веры», а Москва сохранила истинное православие и теперь должна быть новым центром христианства:
  • «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» (послание старца Филофея князю Василию III).​
  • Московский князь (позже царь) становится единственно законным защитником и хранителем православной веры — своего рода «царём-хранителем», ответственным за всех православных христиан мира.
  • В представлении Филофея и его последователей, Москва — последний оплот истинного христианства, за ней духовная миссия объединения и защиты православных народов.

Почему концепция возникла именно тогда:

  • После падения Византии (Константинополя) в 1453 году восточнославянские земли остались без религиозного и политического центра.
  • Московское княжество уже консолидировало русские земли, укрепило централизованную власть и стало крупнейшей православной державой.
  • Возросла потребность в новой идеологии, легитимирующей царскую власть и дающей ей универсальную «евразийскую» миссию.​
  • Московские правители искали легитимацию не только у себя внутри страны, но и на международной арене («наследие Византии» придавало высокий сакральный статус).
  • Усилившееся влияние Западной Европы и угрозы с её стороны (католицизм, Османская империя) подталкивали к поиску уникальной духовной идентичности, отличной от западных и исламских государств.

2. «Православие, самодержавие, народность» (XIX век):

Триада «Православие, самодержавие, народность» — это официальная идеология Российской империи, сформулированная министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1830-е гг., и закрепившаяся как «теория официальной народности».

Характерные тезисы:

  • Православие:
  • Основа духовной и нравственной жизни нации, хранение традиционной веры и культурной преемственности. Подчеркивается, что только в вере возможна мораль народа, а отход — ведет к упадку.
  • Самодержавие:
  • Единоличная, абсолютная власть царя. Император — не просто глава государства, а богоустановленный и сакрализированный владыка, отстаивающий порядок, справедливость и сильную государственную волю.
  • Народность:
  • Приверженность национальным традициям, устоям, языку, быту, психологии русского народа. Народность связывает церковь и трон, народ и государя, создает чувство сплочённости и уникальности народа по сравнению с Западом.

Вся система противопоставлялась западным идеям рационализма, индивидуализма, революционных потрясений. Русский путь — опора на веру, монархию и национальную сплочённость.​

Почему идея возникла именно тогда:

  • Россия находилась в периоде послепетровских реформ и западного влияния, при этом после войны 1812 года и декабристского восстания возник кризис идентичности и страх перед подражанием Западу.
  • Общество и власть искали уникальную, скрепляющую формулу, которая могла бы противостоять политическим потрясениям (революционным идеям Европы) и дать опору для стабильного, патерналистского государства.
  • Правящему режиму требовалась понятная, универсальная формула легитимации самодержавия и национального единства, не связанная ни с либерализмом, ни с республиканством.
  • Идея была ответом на рост социального недовольства, интеллектуальной оппозиции и поисков нового смысла у образованной элиты. Она позволяла центрировать российскую государственность на духовных (православных), сакральных (царских) и этнокультурных (народных) ценностях.

3. Советский период:

Национальная идея СССР была основана на построении коммунистического общества, идеях интернационализма, «дружбы народов», коллективного будущего, прогресса и справедливости.

Характерные тезисы концепции:

  • Построение коммунизма:
  • Конечной целью провозглашалось создание общества полной социальной справедливости и материального изобилия, где отсутствует эксплуатация и классовые различия («каждому по потребностям, от каждого по способностям»).
  • Интернационализм:
  • Все народы СССР равны, нет наций господствующих и угнетённых; поддержка мирового пролетариата и идеи международной солидарности.
  • Лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мир, труд, май», «Нет расизму и национализму».
  • Дружба народов:
  • Единство многонационального советского народа, уважение и сохранение культур всех республик, взаимная помощь, преодоление национальных и этнических конфликтов.
  • Коллективизм и всеобщее благо:
  • Интересы общества — выше личных. Ценности труда, совместной деятельности, взаимной поддержки и самопожертвования ради общего будущего. Культ коллективных достижений и именно общественных трудовых подвигов.
  • Прогресс и вера в науку:
  • Активное развитие науки, техники, образования, промышленности. Советское общество — пример для всего мира с точки зрения технологических и культурных достижений.
  • Справедливость и социальное равенство:
  • Государство обеспечивает всеобщий доступ к благам, образованию, медицине, жилью и социальной защите. Идеал: отсутствие эксплуатации, бюрократии, социальной несправедливости.

Почему идея возникла именно тогда:

  • После революций и разрушения старых империй (1917 г.) требовалась новая объединяющая доктрина для огромной и пёстрой страны.
  • Общество стремилось уйти от неравенства, бедности, угнетения прошлого к универсальным ценностям равенства и прогресса.
  • Большевикам нужно было не только легитимировать свою власть, но и предложить мощный проект будущего для миллионов новых граждан (крестьяне, рабочие, малые народы).
  • Вызовы XX века — индустриализация, война, необходимость конкурировать с капиталистическим миром и одновременно закреплять власть партии — требовали идеологии мобилизации, дисциплины и социального оптимизма.

В каких условиях может появиться новая национальная идея в России?

Современная национальная идея в России может появиться и получить широкую поддержку только при определённых исторических, культурных и социальных условиях:

  • Кризис идентичности и запрос на объединяющую ценность. Необходимость новой идеи обычно появляется в моменты, когда общество сталкивается с кризисом самоопределения, утратой прежних ценностных ориентиров и усилением внутренних противоречий: разрыв между поколениями, регионы и национальности, спор о пути развития и смысле существования страны.
  • Социальная и экономическая нестабильность. В периоды реформ, экономических трудностей, международного давления, санкций или угрозы безопасности народ ищет опору в «своём» — идею, вокруг которой можно сплотиться для преодоления вызовов.
  • Многообразие общества. Современная национальная идея должна учитывать реальное этническое, религиозное, культурное и социальное многообразие России — быть инклюзивной, способной объединить представителей разных народов, поколений и контекстов.
  • Потребность в позитивном проекте будущего. У россиян должен появиться коллективный образ желательного будущего, который не связан только с прошлым или с защитой (например, от врага), а ориентирован на развитие, справедливость, инновации, духовное обновление, уважение и самореализацию.
  • Готовность общества к диалогу и реформам. Реальная национальная идея возникнет только в условиях, когда государство и общество готовы вести честный и открытый диалог, признавать ошибки, учитывать мнение разных групп, а не навязывать единую формулу сверху.
  • Восприимчивость к глобальным трендам. В современном мире национальная идея должна быть открыта к международному сотрудничеству, интеграции науки и технологий, одновременно сохраняя самобытные черты и традиции.

Большое спасибо за внимание, дорогие зрители) Буду рад обсудить всё в комментариях!

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации