И
logo
История от весёлого дилетанта

Русский летописец: От Ашдода до Варны мы коней поднимали в поход или Как славяне пришли на Русь

Признаться, ‎когда‏ ‎я ‎составлял ‎карту ‎движения ‎предков‏ ‎славян ‎на‏ ‎территорию‏ ‎Руси ‎согласно ‎Русскому‏ ‎летописцу, составленному ‎архиепископом‏ ‎Пахомием, ‎то ‎предполагал, ‎что‏ ‎получится‏ ‎картина ‎столь‏ ‎же ‎анекдотическая,‏ ‎как ‎и ‎с ‎походами ‎Словена‏ ‎и‏ ‎Руса ‎на‏ ‎древнегреков ‎и‏ ‎древнеегиптян, ‎однако...

Волга ‎Всеславьевич. ‎Рябушкин ‎А.‏ ‎П.‏ ‎,1895

Поначалу‏ ‎нужно ‎определиться,‏ ‎а ‎кто‏ ‎такие ‎были‏ ‎эти‏ ‎славяне, ‎чем‏ ‎они ‎отличались ‎от ‎других ‎"неславян", по‏ ‎каким ‎признакам‏ ‎вообще‏ ‎одна ‎людская ‎общность‏ ‎выделяется ‎среди‏ ‎других ‎общностей ‎людей ‎так,‏ ‎чтобы‏ ‎называться ‎"народом".

Множество‏ ‎определений ‎"что‏ ‎такое ‎народ" сходятся ‎примерно ‎на ‎одном:‏ ‎язык‏ ‎и ‎культура.‏ ‎Вот ‎некоторые:

В‏ ‎статье ‎Народ ‎в ‎Википедии: ‎"По‏ ‎первоначальной,‏ ‎примордиалистской,‏ ‎трактовке, ‎это‏ ‎происхождение ‎(кровное‏ ‎родство). ‎Позже‏ ‎как‏ ‎признак ‎стали‏ ‎использовать ‎ряд ‎вторичных ‎признаков ‎—‏ ‎языка, ‎культуры,‏ ‎территории,‏ ‎религии, ‎исторического ‎прошлого‏ ‎и ‎т.‏ ‎д."
В ‎статье ‎Электронной ‎библиотеки‏ ‎ИФ‏ ‎РАН: "... понятие ‎«народ»‏ ‎используется ‎в‏ ‎этнологии ‎(этнографии) ‎и ‎сходных ‎с‏ ‎ней‏ ‎дисциплинах ‎(культурная‏ ‎антропология, ‎историческая‏ ‎антропология ‎и ‎др.) ‎и ‎означает‏ ‎сообщество,‏ ‎в‏ ‎основе ‎которого‏ ‎лежит ‎общность‏ ‎происхождения, ‎языка,‏ ‎культуры,‏ ‎исторического ‎опыта‏ ‎и ‎т.д."
И ‎по ‎Гумилёву: ‎народ‏ ‎- ‎достаточно‏ ‎многочисленная‏ ‎группа ‎людей, ‎отличающаяся‏ ‎общностью ‎языка,‏ ‎культуры, ‎территории, ‎религии, ‎исторического‏ ‎прошлого‏ ‎и ‎др.‏ ‎

Везде ‎-‏ ‎язык ‎и ‎культура. ‎На ‎мой‏ ‎взгляд,‏ ‎довольно ‎странно‏ ‎отделять ‎язык‏ ‎от ‎культуры, ‎но ‎они ‎-‏ ‎учёные‏ ‎-‏ ‎жирафы ‎большие,‏ ‎им ‎видней.‏ ‎Возможно, ‎язык‏ ‎выделяется‏ ‎в ‎отдельный‏ ‎признак ‎потому, ‎что ‎является ‎нематериальным‏ ‎носителем ‎культурных‏ ‎особенностей.‏ ‎Относительно ‎славянского ‎языка...‏ ‎- ‎не‏ ‎повезло ‎славянам: ‎старославянский ‎язык‏ ‎-‏ ‎достоверный ‎по‏ ‎звучанию ‎и‏ ‎правилам ‎- ‎известен ‎только ‎с‏ ‎IX‏ ‎века. ‎Понятно,‏ ‎что ‎и‏ ‎задолго ‎до ‎его ‎возникновения ‎славянские‏ ‎племена‏ ‎и‏ ‎народы ‎разговаривали‏ ‎на ‎своих‏ ‎языках ‎или‏ ‎диалектах‏ ‎одного ‎языка,‏ ‎но ‎какими ‎они ‎были ‎-‏ ‎увы! ‎-‏ ‎достоверно‏ ‎сказать, ‎насколько ‎я‏ ‎понимаю, ‎невозможно.‏ ‎А ‎потому ‎язык ‎в‏ ‎качестве‏ ‎существенного ‎отличия‏ ‎славян ‎от‏ ‎прочих ‎народов ‎принять ‎получается ‎что‏ ‎нельзя.

Остаются‏ ‎предметы ‎материальной‏ ‎культуры: ‎унылые‏ ‎черепки ‎с ‎какими-то ‎чуть ‎отличающимися‏ ‎друг‏ ‎от‏ ‎друга ‎изгибами‏ ‎и ‎царапинами,‏ ‎тлелые ‎кости‏ ‎посреди‏ ‎древних ‎кострищ,‏ ‎ямки ‎в ‎земле ‎от ‎опорных‏ ‎столбов ‎и‏ ‎прочие‏ ‎археологические ‎нудности. ‎А‏ ‎они ‎нам‏ ‎дают ‎вот ‎такую ‎картину‏ ‎расселения‏ ‎племён, ‎которые‏ ‎исследователи ‎относят‏ ‎к ‎предкам ‎славян ‎(естественно, ‎лангобардов‏ ‎и‏ ‎гепидов ‎следует‏ ‎исключить).

Карта ‎с‏ ‎сайта ‎https://ru.wikipedia.org

Так ‎что ‎археология ‎совершенно‏ ‎ясно‏ ‎указывает:‏ ‎никаких ‎"доисторических" славян‏ ‎не ‎существовало,‏ ‎самое ‎ранее‏ ‎-‏ ‎4-й ‎век‏ ‎н.э., ‎как ‎бы ‎это ‎ни‏ ‎было ‎обидно‏ ‎ревнителям‏ ‎славянской ‎древлести. ‎Впрочем,‏ ‎"всемирное ‎правительство‏ ‎всё ‎скрывает! ‎запретная ‎археология!‏ ‎академики‏ ‎Чудинов ‎и‏ ‎Фоменко!" и ‎т.д.,‏ ‎и ‎т.п., ‎но ‎этим ‎должны‏ ‎заниматься‏ ‎уже ‎другие‏ ‎и ‎точно,‏ ‎что ‎профильные ‎специалисты ‎5-).

Я ‎же,‏ ‎совершеннейший‏ ‎неспециалист,‏ ‎попросту ‎нанёс‏ ‎на ‎карту‏ ‎движения ‎предков‏ ‎славян‏ ‎согласно ‎хронографу‏ ‎Пахомия ‎и ‎получил ‎следующее. ‎Что‏ ‎поначалу ‎не‏ ‎вызвало‏ ‎никаких ‎эмоций, ‎а‏ ‎при ‎последующем‏ ‎анализе ‎- ‎даже ‎некоторое‏ ‎удивление.

Наложение‏ ‎сведений ‎Русского‏ ‎летописца ‎на‏ ‎карту ‎расселения ‎племён

Если ‎поступить ‎по‏ ‎совету‏ ‎Пахомия ‎и‏ ‎перейти ‎сразу‏ ‎к ‎телу, ‎помните? ‎- ‎"Двое‏ ‎из‏ ‎правнуков‏ ‎Афетовых, ‎одному‏ ‎имя ‎Скиф,‏ ‎а ‎второму‏ ‎Зардан,‏ ‎со ‎своими‏ ‎родственниками ‎и ‎единоплеменниками ‎поселись в ‎Аксинопонте‏ ‎близ ‎Черного‏ ‎моря и‏ ‎жили ‎там ‎много‏ ‎лет.", то ‎обнаружится,‏ ‎что ‎несмотря ‎на ‎совершенную‏ ‎безграмотность‏ ‎в ‎части‏ ‎хронологической ‎глубины,‏ ‎Пахомий ‎в ‎целом ‎верно ‎указывает‏ ‎на‏ ‎древний ‎крупнейший‏ ‎торговый ‎и‏ ‎культурный ‎центр ‎Причерноморья ‎- ‎Варну,‏ ‎как‏ ‎первоначальную‏ ‎ставку ‎братьев-праславян.‏ ‎И ‎таки‏ ‎да: ‎пусть‏ ‎не‏ ‎в ‎24-м,‏ ‎но ‎до ‎4-го ‎века ‎именно,‏ ‎что ‎до‏ ‎нашей‏ ‎эры, ‎в ‎окрестностях‏ ‎Варны ‎жили‏ ‎скифы. ‎Да, ‎фракийцы, ‎но‏ ‎и‏ ‎скифы ‎тоже.‏ ‎Потом ‎там‏ ‎появились ‎воинственные ‎кельты, ‎затем ‎-‏ ‎геты.‏ ‎Кстати, ‎это‏ ‎и ‎может‏ ‎служить ‎некоторым ‎логическим ‎объяснением ‎мотиву‏ ‎ухода‏ ‎оттуда‏ ‎Словена ‎и‏ ‎Руса: ‎видать,‏ ‎с ‎кем-то‏ ‎из‏ ‎пришлых ‎не‏ ‎сошлись ‎взглядами ‎6-). ‎И ‎ещё‏ ‎пассаж ‎Пахомия‏ ‎насчёт‏ ‎Великой ‎Скифии, назвавшейся ‎по‏ ‎месту ‎постоянного‏ ‎проживания ‎Скифа ‎и ‎Зардана:‏ ‎архиепископ‏ ‎явно ‎был‏ ‎высокообразованным ‎человеком,‏ ‎древнегреков ‎читал ‎и ‎знал, ‎как‏ ‎они‏ ‎называли ‎Северное‏ ‎Причерноморье.

Беглое ‎знакомство‏ ‎с ‎историей ‎Варны ‎вызвало ‎удивление:‏ ‎место‏ ‎было‏ ‎вполне ‎развитым‏ ‎уже ‎в‏ ‎эпоху ‎энеолита,‏ ‎а‏ ‎это ‎-‏ ‎XXXV ‎- ‎XVII ‎в.в. ‎до‏ ‎н.э., ‎что,‏ ‎в‏ ‎общем-то, ‎совпадает ‎с‏ ‎датировкой ‎Пахомием‏ ‎времени ‎поселения ‎там ‎Скифа‏ ‎и‏ ‎Зардана: ‎конец‏ ‎XXIV ‎века‏ ‎до ‎н.э.

А ‎ещё ‎та ‎местность‏ ‎в‏ ‎своё ‎время‏ ‎была ‎завоёвана‏ ‎Александром ‎Македонским, ‎отсюда ‎и ‎мотив‏ ‎послания‏ ‎этим‏ ‎царём ‎проникновенного‏ ‎письма ‎в‏ ‎град ‎Ростов‏ ‎уже‏ ‎далёким ‎потомкам‏ ‎Скифа ‎и ‎Зардана ‎- ‎Великосану,‏ ‎Асану ‎и‏ ‎Авехасану.‏ ‎Пусть ‎это ‎несуразно‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎хронологии, ‎но ‎смысловая‏ ‎связь‏ ‎явно ‎прослеживается.

Хорошо:‏ ‎пусть ‎не‏ ‎сама ‎Варна, ‎но ‎окрестности ‎вплоть‏ ‎до‏ ‎Дуная ‎вполне‏ ‎могли ‎быть‏ ‎жилищем ‎сородичей ‎братьев, ‎тем ‎более,‏ ‎что‏ ‎в‏ ‎хронографе ‎дважды‏ ‎указывается, ‎что‏ ‎после ‎мора‏ ‎и‏ ‎набега ‎белых‏ ‎угров ‎славяне ‎дважды ‎возвращались ‎в‏ ‎Словенск ‎Великий‏ ‎и‏ ‎Русу ‎в ‎сопровождении‏ ‎именно ‎скифов‏ ‎и ‎болгар ‎с ‎берегов‏ ‎Дуная.

Я‏ ‎никоим ‎образом‏ ‎не ‎утверждаю,‏ ‎что ‎именно ‎так ‎и ‎было‏ ‎(чур‏ ‎меня, ‎чур!),‏ ‎я ‎просто‏ ‎пытаюсь ‎выяснить ‎истоки ‎тех ‎легенд‏ ‎и‏ ‎преданий,‏ ‎что ‎записал‏ ‎архиепископ ‎Пахомий‏ ‎в ‎своём‏ ‎Русском‏ ‎летописце. И ‎пока‏ ‎получается, ‎что, ‎исключая ‎"славянский" антураж ‎и‏ ‎делая ‎поправки‏ ‎на‏ ‎хронологические ‎нелепицы, ‎его‏ ‎сведения ‎довольно‏ ‎хорошо ‎соответствуют ‎археологическим ‎данным.‏ ‎В‏ ‎очередной ‎раз.

Ну‏ ‎и ‎вот,‏ ‎какая ‎штука ‎получается: ‎начиная ‎географически‏ ‎и‏ ‎хронологически ‎с‏ ‎Варны, ‎описываемые‏ ‎в ‎хронографе ‎передвижения ‎наших ‎с‏ ‎вами‏ ‎предков-славян-русов‏ ‎в ‎общем-то‏ ‎нисколько ‎не‏ ‎противоречат ‎научным‏ ‎данным.

Да,‏ ‎перемещение ‎славянских‏ ‎племён ‎от ‎северного ‎Причерноморья ‎сразу‏ ‎же ‎к‏ ‎Ильменю‏ ‎не ‎сходится ‎с‏ ‎современными ‎представлениями‏ ‎о ‎заселении ‎тех ‎мест,‏ ‎но‏ ‎отправная ‎и‏ ‎конечная ‎точки‏ ‎указаны ‎совершенно ‎верно. ‎Снова ‎Пахомий‏ ‎-‏ ‎молодец.

Все ‎эти‏ ‎сведения ‎в‏ ‎Русском ‎летописце ‎густо ‎перемешаны ‎с‏ ‎совсем‏ ‎уж‏ ‎фантазийными ‎эпизодами:‏ ‎о ‎египетских‏ ‎вояжах ‎и‏ ‎переписке‏ ‎с ‎Александром‏ ‎Великим ‎я ‎уже ‎писал. ‎Но‏ ‎даже ‎и‏ ‎они‏ ‎имеют ‎некоторое ‎логическое‏ ‎объяснение ‎и‏ ‎являются ‎некими ‎смысловыми ‎аллюзиями‏ ‎вполне‏ ‎установленных ‎фактов.‏ ‎О ‎новгородских‏ ‎"коркодилах" я ‎уже ‎тоже ‎писал, ‎в‏ ‎"коркодила" превращался‏ ‎и ‎сын‏ ‎Словена ‎-‏ ‎Волхов. ‎В ‎Русском ‎летописце ‎упоминается,‏ ‎что‏ ‎после‏ ‎смерти ‎Волхова‏ ‎"насыпали ‎над‏ ‎ним ‎весьма‏ ‎высокую‏ ‎могилу ‎по‏ ‎обычаю ‎поганскому". Вроде ‎бы, ‎насыпали ‎-‏ ‎и ‎насыпали.‏ ‎Однако,‏ ‎как ‎показано ‎на‏ ‎карте ‎европейских‏ ‎племён, ‎культура ‎захоронения ‎в‏ ‎курганах‏ ‎была ‎совсем‏ ‎не ‎свойственна‏ ‎жителям ‎Приильменья, ‎но ‎окружает ‎эту‏ ‎территорию‏ ‎с ‎востока,‏ ‎юга ‎и‏ ‎запада. ‎С ‎точки ‎зрения ‎ильменцев,‏ ‎этот‏ ‎обычай‏ ‎вполне ‎мог‏ ‎считатья ‎"поганским". Соответственно‏ ‎"поганец" Волхов ‎и‏ ‎был‏ ‎похоронен ‎по‏ ‎"поганскому" обычаю.

Так ‎откуда ‎же ‎славяне ‎пришли‏ ‎на ‎Русь?‏ ‎Из‏ ‎земли ‎обетованной ‎или,‏ ‎всё ‎таки,‏ ‎более ‎реалистичным ‎путём? ‎Как‏ ‎я‏ ‎понял, ‎даже‏ ‎среди ‎мужей‏ ‎наук ‎высоких ‎нет ‎единства: ‎каждый‏ ‎на‏ ‎основании ‎своих‏ ‎исследований ‎делает‏ ‎свои ‎предположения, ‎и ‎небезосновательные. ‎К‏ ‎примеру,‏ ‎лингвист‏ ‎академик ‎О.‏ ‎Н. ‎Трубачёв на‏ ‎основе ‎анализа‏ ‎славянской‏ ‎лексики ‎гончарного,‏ ‎кузнечного ‎и ‎прочих ‎ремёсел ‎пришёл‏ ‎к ‎заключению,‏ ‎что‏ ‎носители ‎раннеславянских ‎диалектов‏ ‎(или ‎их‏ ‎предки) ‎в ‎то ‎время,‏ ‎когда‏ ‎формировалась ‎соответствующая‏ ‎терминология, ‎находились‏ ‎в ‎тесных ‎контактах ‎с ‎будущими‏ ‎германцами‏ ‎и ‎италиками,‏ ‎то ‎есть‏ ‎индоевропейцами ‎Центральной ‎Европы. ‎По ‎его‏ ‎мнению,‏ ‎праславянские‏ ‎племена ‎выделились‏ ‎из ‎индоевропейской‏ ‎общности ‎на‏ ‎севере‏ ‎Балкан ‎в‏ ‎районе ‎Дуная, ‎после ‎чего ‎мигрировали‏ ‎и ‎смешивались‏ ‎с‏ ‎другими ‎этносами ‎

Почему‏ ‎я ‎и‏ ‎решил ‎собрать ‎некоторые ‎из‏ ‎них‏ ‎на ‎одной‏ ‎карте ‎в‏ ‎предположении, ‎что ‎если ‎найдётся ‎"общая‏ ‎точка" у‏ ‎различных ‎исследователей,‏ ‎там, ‎скорее‏ ‎всего, ‎и ‎возникли ‎наши ‎с‏ ‎вами‏ ‎предки-славяне.‏ ‎И, ‎по-моему,‏ ‎она ‎таки‏ ‎нашлась: ‎местность‏ ‎чуть‏ ‎северо-западнее ‎Киева‏ ‎(ох, ‎и ‎заклюют ‎же ‎меня‏ ‎сейчас ‎всякие‏ ‎патриоты-хоругвеносцы!‏ ‎6-).

Правда, ‎согласно ‎археологии,‏ ‎путь ‎этих‏ ‎"славян" к ‎Ильменю ‎был ‎довольно‏ ‎длителен‏ ‎и ‎затейлив:‏ ‎сначала ‎эти‏ ‎племена ‎двинулись ‎на ‎запад ‎вдоль‏ ‎северных‏ ‎предгорий ‎Карпат‏ ‎и ‎Судет,‏ ‎вышли ‎к ‎побережью ‎Балтийского ‎моря‏ ‎между‏ ‎Эльбой‏ ‎и ‎Вислой,‏ ‎повернули ‎на‏ ‎восток ‎и‏ ‎вдоль‏ ‎побережья ‎Балтики‏ ‎дошли ‎до ‎Ильменя, ‎где ‎встретились‏ ‎с ‎финно-уграми.‏ ‎Конечно‏ ‎же, ‎племена ‎двигались‏ ‎и ‎на‏ ‎север, ‎но ‎то ‎ли‏ ‎путь‏ ‎был ‎слишком‏ ‎труден ‎-‏ ‎непроходим ‎(Геродот, ‎вроде, ‎писал, ‎что‏ ‎к‏ ‎северу ‎от‏ ‎скифов ‎земли‏ ‎пустынны, ‎то ‎есть ‎безлюдны), ‎то‏ ‎ли‏ ‎пробираться‏ ‎сквозь ‎леса‏ ‎с ‎плодородных‏ ‎земель ‎в‏ ‎неведомое‏ ‎далёко ‎не‏ ‎видели ‎большого ‎смысла, ‎то ‎ли‏ ‎просто ‎достаточно‏ ‎людей‏ ‎на ‎такое ‎предприятие‏ ‎сразу ‎не‏ ‎нашлось, ‎но ‎"европейский ‎транзит" оказался‏ ‎более‏ ‎успешным.

Предполагаю, ‎что‏ ‎некоторые ‎сейчас‏ ‎воскликнут: ‎"Ага!, ‎Значит, ‎русы ‎-‏ ‎это,‏ ‎всё-таки, ‎пруссы!" Хм...‏ ‎Делать ‎столь‏ ‎безапелляционные ‎заявления ‎только ‎на ‎основании‏ ‎фонетического‏ ‎сходства?‏ ‎По-моему, ‎это‏ ‎- ‎брэд.‏ ‎А, ‎нет:‏ ‎"брэд" - это‏ ‎"хлеб" по-английски. ‎С‏ ‎русским ‎термином ‎звучит ‎практически ‎одинаково,‏ ‎но ‎суть‏ ‎у‏ ‎них ‎- ‎совершенно‏ ‎различная ‎6-).

Что‏ ‎ж ‎до ‎Пахомия ‎-‏ ‎он,‏ ‎по ‎сути,‏ ‎описал ‎крайний‏ ‎- ‎восточный ‎путь ‎миграции ‎славянских‏ ‎(праславянских)‏ ‎племён ‎с‏ ‎территории ‎Причерноморья‏ ‎на ‎север ‎в ‎сторону ‎Приильменья.‏ ‎А‏ ‎что‏ ‎повёл ‎он‏ ‎род ‎славян‏ ‎из ‎земли‏ ‎обетованной‏ ‎и ‎от‏ ‎Адама, ‎так ‎то ‎вполне ‎простительно:‏ ‎он ‎же,‏ ‎всё-таки,‏ ‎архиепископ.



Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048