маленький
средний
большой
logo Однако

Крах того, чего не может быть: как начинался сегодняшний дурдом в Европе [Дмитрий КУЛИКОВ]

Мы же говорили… Для всех своих старых и новых читателей открываем в свободном доступе рубрику РетроОднако. Здесь мы будем время от времени по случаю и даже без случая публиковать материалы из архива журнала и портала 2009-2015 гг. Случаев-то будет много: сегодня в повестке ровно те вопросы, о которых наши авторы рассуждали плюс-минус 10 лет назад и даже раньше. Причём странным образом тогдашние рассуждения описывают сегодняшнюю повестку ровно в том виде, в каком она есть сейчас.

Вот для начала: Дмитрий Куликов о крахе европейского мультикультурализма, опубликовано в ноябре 2011 года – и очень внятно разъясняет нынешнюю вакханалию с цивилизационном расколом и отрезанием голов. 

***

О крахе мультикультурализма практически одновременно высказались лидеры ведущих европейских держав — Германии, Англии и Франции. Что стоит за этими заявлениями? О чем собственно речь? Ведь какое-либо внятное операциональное понятие мультикультурализма в современной философии и теории обществ отсутствует. 

05.02.2011. Канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что попытки построить мультикультурное общество в Германии полностью провалились.

17.10.2010. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон признал провальной политику мультикультурализма. 

10.02.2011. Президент Франции Николя Саркози заявил, что политика мультикультурализма провалилась. 

Как и свойственно обрывочному постмодернистскому сознанию, этот метафоричный термин возник как аллюзия другой либеральной метафоры — «плавильного котла», призванного стирать национальные особенности общества и ретушировать дискриминационное расовое наследие в современных США. 

Концепция эта не только метафорична, но и довольно примитивна. Предполагается, что поскольку практически всё население США имеет иммиграционную природу возникновения, то Америка и есть котел, в котором переплавляются происхождения. Пока ещё встречаются американцы итальянского или ирландского, или африканского происхождения, но с течением времени исходные культурные коды будут отмирать и замещаться кодом собственно американской культуры. 

Так ли это — неизвестно. Пока это не более чем социально-политическая гипотеза. Но, например, ураган Катрина и его последствия довольно быстро и жёстко поделили население пострадавших городов на белых и чёрных.

***

Американский «плавильный котел» на костях хозяев Америки. Метафора «плавильного котла» оказывается предположительно реализуемой прежде всего в силу фактического отсутствия коренного населения, которому исторически принадлежит страна. 

О судьбе североамериканских индейцев говорено много, напомню лишь, что, по официальным подсчётам Бюро переписи населения США, в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилась к началу XX века с 2—4 миллионов до 200 тысяч. 

Сегодня немногочисленные потомки североамериканских индейцев получили в США наименование корневых американцев, и это такой же компенсаторный вербальный конструкт, как афроамериканцы. Роли эти корневые американцы в общественной жизни не играют никакой, поскольку культура их и цивилизация были целевым образом уничтожены. Пока их уничтожали, они назывались краснокожие или (в лучшем случае) индейцы. Теперь — корневые американцы. Чтобы не обижать. Чернокожие времён рабства, расизма и ку-клукс-клана назывались нигерами, а теперь вот афроамериканцы. И все под флагом политкорректности как бы «переплавляются». 

WASP, т.е. белые англосаксонские протестанты, которые до сих пор являются реальным правящим классом в США, хотя и хотели бы это поменьше выпячивать, используют идеологию «плавильного котла» и политкорректности сугубо в качестве инструментов социального управления. В рамках действующей в США и в Западной Европе светской либерально-демократической религии и «плавильный котел» с политкорректностью, и толерантность с мультикультурализмом есть идеологические атрибуты веры в демократию. А реальный правящий класс (WASP) как бы пока соглашается (в рамках провозглашенной политкорректности), что они такие же потомки иммигрантов, как и все остальные. Вот даже президент и то вдруг — афроамериканец. Правда, если непублично возникает вопрос о том, кто создал Америку и who make decisions, вот тут всё сразу встает на свои места.

Политкорректность — это когда ряд тем запрещается для обсуждения или когда философские понятия и категории, имеющие реальное содержание, замещаются бессмысленными терминами и когда все делают вид, что проблем нет, чтобы якобы кого-то не обидеть. Политкорректность — это такая нормировка человеческого поведения, существующая в современном светском либерально-демократическом обществе, дабы это общество пребывало в состоянии покоя и необремененности мышлением. Кто эту норму поведения нарушает, тот хам, грубиян и дикий варвар. Его нужно срочно перевоспитать или превратить в маргинала или устранить каким-либо другим образом.

***

Европа: толерантность лопнула, а расизм — нет. Итак, идея «плавильного котла» как бы работает в условиях отсутствия исторических хозяев страны, обладающих историческим и культурным приоритетом. 

Европейцы не могли принять подобную метафору. Европа — это их (французов, немцев, англичан) земля, их история, их культура. Чего ради, скажите, они должны с кем-то там «сплавляться» в нечто новое? С какими-то приезжими турками или арабами? Нет, ни при каких условиях западноевропейское самоопределение не предполагает слияния культур в одну. Это означало бы исчезновение всех культурных кодов западноевропейской цивилизации.

Вот на осознании этой невозможности европейского «плавильного котла» и возникает в Европе конца XX — начала XXI веков социальная концепция мультикультурализма, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране культурных различий.

Мультикультурализм как теория, или скорее как идеология, признаёт права за коллективными субъектами — этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов и даже давать политическую оценку.

Нужно понимать, что это именно псевдоконцепция, поскольку никакого ответа о способе совместного существования, не говоря уж о способе взаимообогащения или взаимопроникновения культур и типов самоорганизации общин, этот термин в себе не содержит. Она вообще не предусматривает способа действия. Опираясь на псевдоконцепцию мультикультурализма, невозможно ничего в обществе и государстве организовать, спроектировать или спрограммировать.

В лучшем случае мультикультурализм — часть либералистической идеологии толерантности, то есть терпимости ко всему отличному от тебя и от того, что тебе принадлежит. Поскольку просто уничтожать удается всё меньше и меньше, а вообще-то могут уничтожить и тебя (терроризм), то приходиться терпеть, т.е. быть толерантным.

Таким образом, так называемый крах так называемого мультикультурализма у современных западных европейцев есть всего лишь предел терпению (граница толерантности). Европейцы не согласны больше терпеть (даже во имя идеалов либерально-демократической веры) нынешнее положение вещей в сфере иммиграционной, трудовой, социальной, национально-культурной и культурно-религиозной политики.

Попросту говоря, эти приезжие совсем оборзели. Никакой толерантности на них уже не хватает! А когда терпения не хватает, тут уж не до политкорректности с мультикультурностью. По сути своей это означает, что западноевропейское общество остается насквозь пронизанным идеями собственного цивилизационного, расового, культурного превосходства и не способно до сих пор воспринимать Другого как Равного себе.

***

Об отсутствии мультикультурализма в России. В отличие от западноевропейцев и североамериканцев, нам нечего прятать за псевдоконцепциями. 

Мы не уничтожили ни одного народа, мы не вели десятилетиями религиозных войн, мы развивали расширенную территорию, а не эксплуатировали её с целью извлечения сверхприбылей. 

Мы никого насильно не крестили. 

Мы не выжигали деревни напалмом. 

Мы не проводили ядерных бомбардировок. 

У нас не было рабства, и мы всегда боролись с работорговлей. 

Мы спасли ряд народов от уничтожения и исчезновения. 

Мы обладаем реальным многовековым опытом плодотворного сосуществования в едином государстве многих национальностей и многих культур.

Православное христианство (ортодоксия), в котором взращён русский народ, действительно удерживает в себе в качестве культурного кода библейскую истину о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея». Немного есть в мире стран, где столетиями стоят рядом православные и мусульманские храмы.

Всё это значит, что если ты на самом деле считаешь человека другого вероисповедания и другой национальности, другого цвета кожи и разреза глаз равным себе, то тебе не нужна толерантность. Другого не надо терпеть и с его наличием не надо смиряться. Он просто есть. Равный тебе самому, ибо таким Бог сотворил этот мир.

***

О русских исторических традициях имперского/союзного строительства читайте также двухтомник Андрея Сорокина «Имперский марш»:

Часть 1: О многообразии государственностей в России

Часть 2: О ленинской атомной бомбе на вооружении Путина

0 комментариев
logo

Однако

Публицистическая лаборатория идеологии постдемократии

Подписаться
55 читателей
Дневальный 700₽ месяц

Каждый день вы получаете дозу рассуждений о том, что авторы «Однако» считают важным. Сумма актуальных событий, сориентированных во времени и пространстве: откуда что берётся, как это понимать, какое место данные факты бытия занимают в бесконечности и смыслах бытия.

Оформить подписку
Собеседник 1 400₽ месяц

На этом уровне вы получаете возможность прокомментировать рассуждения и суждения авторов «Однако» по теме и содержанию конкретной публикации.

Правила просты:

- только по существу, по теме и содержанию конкретной публикации;

- в рамках законодательства РФ, здравого смысла и этических норм, то есть воздерживаясь от пропаганды всякого нехорошего, от фейков и срача.

При несоблюдении этих нехитрых правил статус привилегированного читателя не спасает от редакционной цензуры и бана.

Оформить подписку