logo «Мысли вслух» об инвестициях, экономике и иногда о политике

Пособие по захвату мира. Зарубежные проекты, экспорт и импорт. (Пояснения)

Ко ‎мне‏ ‎обратились ‎знакомые ‎подписчики ‎и ‎попросили‏ ‎дать ‎пояснения‏ ‎к‏ ‎статье ‎на ‎одноименную‏ ‎тему. ‎Говорят,‏ ‎слишком ‎коротко ‎написал, ‎непонятно.‏ ‎Мне‏ ‎то ‎говорят,‏ ‎что ‎надо‏ ‎короче ‎писать, ‎то ‎наоборот ‎подробнее)‏ ‎в‏ ‎общем, ‎каждому‏ ‎- ‎свое,‏ ‎поэтому, ‎наверное, ‎в ‎тех ‎случаях,‏ ‎где‏ ‎действительно‏ ‎суть ‎будет‏ ‎передаваться ‎суховато‏ ‎буду ‎дополнительно‏ ‎писать‏ ‎с ‎комментариями.

Курсивом‏ ‎- ‎то, ‎что ‎было ‎в‏ ‎предыдущей ‎публикации.

Одним‏ ‎из‏ ‎основных ‎инструментов ‎для‏ ‎повышения ‎экономического‏ ‎благосостояния ‎страны ‎в ‎рамках‏ ‎реализации‏ ‎Стратегии ‎может‏ ‎послужить ‎развитие‏ ‎экспорта.

Здесь ‎надо ‎пояснить, ‎почему. ‎Увеличение‏ ‎экспорта‏ ‎ведет ‎к‏ ‎росту ‎рынка‏ ‎сбыта ‎российских ‎компаний. ‎Объективно, ‎наш‏ ‎внутренний‏ ‎рынок,‏ ‎прямо ‎скажем,‏ ‎небольшой. ‎Не‏ ‎по ‎всем‏ ‎продуктам,‏ ‎но ‎по‏ ‎многим ‎- ‎да. ‎По ‎какому-нибудь‏ ‎оборудованию ‎для‏ ‎нефтегаза‏ ‎вполне ‎себе ‎хватает,‏ ‎у ‎нас‏ ‎10% ‎доля ‎мирового ‎рынка.‏ ‎На‏ ‎вот, ‎например,‏ ‎по ‎электронике‏ ‎- ‎нет. ‎Какой ‎смысл ‎создавать‏ ‎дорогое‏ ‎производство ‎потребительских‏ ‎процессоров ‎или‏ ‎чипов ‎для ‎телефонов ‎для ‎рынка‏ ‎в‏ ‎146‏ ‎млн ‎человек?‏ ‎При ‎всем‏ ‎том, ‎что‏ ‎конкуренция‏ ‎с ‎Intel‏ ‎и ‎AMD ‎никуда ‎не ‎делась,‏ ‎они ‎по-прежнему‏ ‎будут‏ ‎в ‎страну ‎попадать.‏ ‎Но ‎это‏ ‎потребительский ‎продукт, ‎на ‎который‏ ‎еще‏ ‎много ‎что‏ ‎влияет. ‎Если‏ ‎же ‎мы ‎говорим, ‎например, ‎про‏ ‎автомобили‏ ‎или ‎фарму,‏ ‎то ‎приходится‏ ‎соревноваться ‎с ‎мировыми ‎гигантами, ‎вкладывающими‏ ‎десятки‏ ‎миллиардов‏ ‎долларов ‎в‏ ‎новые ‎разработки.‏ ‎Российский ‎производитель‏ ‎просто‏ ‎по ‎умолчанию‏ ‎не ‎сможет ‎такие ‎же ‎суммы‏ ‎тратить, ‎поскольку‏ ‎он‏ ‎и ‎не ‎зарабатывает‏ ‎столько. ‎Да‏ ‎даже ‎если ‎и ‎не‏ ‎брать‏ ‎новые ‎разработки,‏ ‎а ‎просто‏ ‎производство ‎коммодити-продукта, ‎например, ‎субстанций ‎для‏ ‎фармпрепаратов,‏ ‎то ‎по‏ ‎цене ‎и‏ ‎себестоимости ‎с ‎теми ‎же ‎китайцами‏ ‎мы‏ ‎конкурировать‏ ‎не ‎сможем.‏ ‎Соответственно, ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎увеличить‏ ‎доходы ‎российских‏ ‎компаний ‎надо ‎развивать ‎экспорт, ‎расширять‏ ‎рынки ‎сбыта.

То‏ ‎есть,‏ ‎экспорт ‎- ‎это‏ ‎и ‎рынки‏ ‎и ‎денежные ‎ресурсы ‎для‏ ‎роста.

Второй‏ ‎инструмент ‎-‏ ‎развитие ‎внутреннего‏ ‎спроса, ‎но ‎про ‎это ‎будет‏ ‎отдельная‏ ‎публикация.

Как ‎было‏ ‎указано ‎в‏ ‎разделе ‎«Отношения ‎стран ‎и ‎международная‏ ‎конкуренция»,‏ ‎успешное‏ ‎развитие ‎экспорта‏ ‎возможно ‎при‏ ‎достижении ‎экспортируемой‏ ‎продукцией‏ ‎и ‎услугами‏ ‎определенных ‎конкурентных ‎преимуществ.

Причем, ‎необходимо ‎развивать‏ ‎не ‎экспорт‏ ‎продукции‏ ‎с ‎низкой ‎добавленной‏ ‎стоимостью ‎(напр.‏ ‎сырья), ‎а ‎продукции ‎высоких‏ ‎переделов/технологичной‏ ‎продукции. ‎Необходимо‏ ‎отметить, ‎что‏ ‎экспорт ‎продукции ‎с ‎высокой ‎добавленной‏ ‎стоимостью‏ ‎позволяет ‎повысить‏ ‎номинальную ‎стоимость‏ ‎экспорта ‎продукции ‎(т.к. ‎продукция ‎высоких‏ ‎переделов‏ ‎имеет‏ ‎более ‎высокую‏ ‎стоимость) ‎и‏ ‎через ‎повышение‏ ‎номинальной‏ ‎стоимости ‎экспорта‏ ‎сильнее ‎увеличить ‎ВВП ‎страны ‎(т.к.‏ ‎на ‎каждом‏ ‎этапе‏ ‎производства/переработки ‎создается ‎добавленная‏ ‎стоимость ‎в‏ ‎виде ‎прибыли, ‎налогов, ‎заработной‏ ‎платы,‏ ‎процентов ‎по‏ ‎кредитам ‎и‏ ‎пр., ‎т.е. ‎на ‎1 ‎руб.‏ ‎поставленной‏ ‎продукции ‎переработки‏ ‎сырья/технологичной ‎продукции‏ ‎ВВП ‎страны ‎будет ‎увеличен ‎на‏ ‎сумму‏ ‎большую,‏ ‎чем ‎при‏ ‎поставке ‎1‏ ‎руб. ‎сырья).

Здесь,‏ ‎я‏ ‎думаю, ‎пояснения‏ ‎особо ‎не ‎нужны, ‎но ‎тем‏ ‎не ‎менее.‏ ‎Конкурентные‏ ‎преимущества ‎это, ‎банально,‏ ‎цена, ‎неденежные‏ ‎условия ‎и ‎в ‎принципе‏ ‎возможность‏ ‎реализовать ‎экспорт.‏ ‎И ‎я‏ ‎здесь ‎больше ‎не ‎про ‎потребительский‏ ‎продукт,‏ ‎а ‎про‏ ‎промышленный. ‎На‏ ‎мой ‎взгляд, ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎надо‏ ‎развивать‏ ‎поставку ‎различного‏ ‎оборудования, ‎поскольку,‏ ‎во-первых, ‎это‏ ‎позволит‏ ‎экономику ‎страны-партнера‏ ‎подразвить ‎и, ‎во-вторых, ‎"на ‎плечах"‏ ‎промышленного ‎экспорта‏ ‎туда‏ ‎завести ‎потребительскую ‎продукцию.‏ ‎Это ‎может‏ ‎получиться ‎само ‎собой, ‎а‏ ‎может‏ ‎и ‎как‏ ‎условие ‎при‏ ‎достижении ‎договоренности ‎со ‎странами-партнерами.

По ‎поводу‏ ‎добавленной‏ ‎стоимости ‎тоже‏ ‎все ‎логично.‏ ‎Если ‎вы ‎взяли ‎нефть ‎за‏ ‎рубль,‏ ‎переработали‏ ‎внутри ‎страны‏ ‎и ‎продали‏ ‎за ‎2‏ ‎рубля,‏ ‎то ‎вклад‏ ‎в ‎ВВП ‎будет, ‎условно, ‎1,5‏ ‎рубля. ‎Почему‏ ‎не‏ ‎2? ‎Потому, ‎что‏ ‎у ‎вас‏ ‎может ‎быть ‎какой-то ‎импорт,‏ ‎связанный‏ ‎с ‎этим‏ ‎продуктом ‎на‏ ‎0,5 ‎рублей. ‎Оборудование ‎или ‎какие-то‏ ‎компоненты.‏ ‎Если ‎же‏ ‎вы ‎берете‏ ‎ту ‎же ‎нефть ‎и ‎делаете‏ ‎из‏ ‎нее‏ ‎не ‎бензин,‏ ‎а, ‎условно,‏ ‎пластик ‎и‏ ‎из‏ ‎этого ‎пластика‏ ‎делаете ‎какие-то ‎изделия, ‎давайте ‎условно‏ ‎считать, ‎что‏ ‎пластиковую‏ ‎вазу, ‎то ‎количество‏ ‎труда, ‎налогов,‏ ‎процентов ‎и ‎прибыли ‎по‏ ‎этой‏ ‎цепочке ‎добавленной‏ ‎стоимости ‎будет‏ ‎в ‎разы, ‎а ‎может ‎быть‏ ‎и‏ ‎на ‎порядок‏ ‎больше. ‎Если‏ ‎вся ‎себестоимость ‎локальная, ‎то ‎и‏ ‎вклад‏ ‎экспорта‏ ‎такой ‎продукции‏ ‎в ‎ВВП‏ ‎будет ‎пропорционально‏ ‎больше.‏ ‎А ‎вот‏ ‎чтобы ‎импорта ‎не ‎было ‎его‏ ‎и ‎надо‏ ‎замещать.‏ ‎Но ‎мы ‎приходим‏ ‎к ‎тому‏ ‎же ‎- ‎для ‎этого‏ ‎нужно‏ ‎увеличить ‎рынок‏ ‎сбыта, ‎то‏ ‎есть ‎спрос ‎внутри ‎страны.

Для ‎поставок‏ ‎технологичной‏ ‎продукции ‎на‏ ‎экспорт ‎необходимо‏ ‎развивать ‎комплексные ‎решения, ‎т.е. ‎проекты‏ ‎(далее‏ ‎–‏ ‎«экспорт ‎проектов»),‏ ‎включающие ‎в‏ ‎себя ‎все‏ ‎стадии‏ ‎и ‎компоненты:

  • проектирование/инжиниринг
  • поставку‏ ‎оборудования
  • строительные ‎и ‎монтажные ‎работы
  • финансирование
  • обучение ‎персонала
  • поставки‏ ‎сырья ‎и‏ ‎компонентов
  • обслуживание‏ ‎(позволит ‎также ‎получить‏ ‎позитивный ‎отложенный‏ ‎эффект ‎для ‎показателей ‎экспорта‏ ‎при‏ ‎дальнейшем ‎функционировании‏ ‎создаваемых ‎предприятий)

Вот‏ ‎здесь ‎про ‎те ‎самые ‎неденежные/неценовые‏ ‎условия.‏ ‎Я ‎уже‏ ‎много ‎раз‏ ‎говорил ‎в ‎телеграм-канале, ‎что ‎наше‏ ‎оборудование‏ ‎или‏ ‎услуги ‎сами‏ ‎по ‎себе‏ ‎нафиг ‎никому‏ ‎не‏ ‎нужны ‎(причины‏ ‎ниже), ‎поэтому ‎конкурировать ‎можно ‎только‏ ‎предлагая ‎комплексный‏ ‎проект.‏ ‎Хороший ‎пример ‎-‏ ‎Росатом, ‎но‏ ‎они ‎в ‎принципе ‎конкурентов‏ ‎в‏ ‎мире ‎почти‏ ‎не ‎имеют,‏ ‎а ‎те, ‎что ‎есть ‎-‏ ‎на‏ ‎порядок ‎меньше.‏ ‎У ‎Росатома‏ ‎же ‎максимально ‎комплексное ‎предложение, ‎они‏ ‎еще‏ ‎и‏ ‎атомное ‎законодательство‏ ‎создают ‎в‏ ‎странах.

Целесообразно ‎развивать‏ ‎экспорт‏ ‎проектов ‎в‏ ‎страны, ‎имеющие ‎уровень ‎промышленного/технологического ‎развития‏ ‎и/или ‎общий‏ ‎экономический‏ ‎уровень ‎развития ‎ниже,‏ ‎чем ‎у‏ ‎России ‎– ‎страны ‎Юго-Восточной‏ ‎Азии,‏ ‎Африки, ‎Центральной‏ ‎и ‎Южной‏ ‎Америки, ‎некоторые ‎страны ‎Восточной ‎Европы,‏ ‎Ближнего‏ ‎Востока, ‎бывшие‏ ‎республиками ‎СССР.

Ну‏ ‎здесь ‎все ‎логично. ‎В ‎недружественные‏ ‎страны‏ ‎мы‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎поставим. ‎Причем‏ ‎одно ‎дело‏ ‎когда‏ ‎мы ‎говорим‏ ‎про ‎какую-нибудь ‎продажу ‎нефти, ‎там‏ ‎еще ‎страны‏ ‎могут‏ ‎под ‎внешним ‎давлением‏ ‎и ‎отказаться.‏ ‎Но ‎когда ‎мы ‎говорим‏ ‎про‏ ‎инвестиции ‎-‏ ‎тут ‎они‏ ‎не ‎отказываются. ‎Посмотрите ‎на ‎историю‏ ‎с‏ ‎АЭС ‎в‏ ‎Венгрии ‎или‏ ‎на ‎строительство ‎НПЗ ‎в ‎Индонезии.‏ ‎Собственно,‏ ‎поэтому‏ ‎мы ‎и‏ ‎берем ‎ненедружественные‏ ‎страны ‎и‏ ‎развиваем‏ ‎партнерство ‎с‏ ‎ними.

Встроить ‎оборудование ‎российского ‎производства, ‎промышленную‏ ‎продукцию ‎или‏ ‎услуги‏ ‎в ‎проекты, ‎реализуемые‏ ‎компаниями ‎из‏ ‎третьих ‎стран ‎представляется ‎крайне‏ ‎проблематичным,‏ ‎поскольку:

  • существуют ‎устоявшиеся‏ ‎связи ‎между‏ ‎инжиниринговыми ‎центрами ‎и ‎производителями ‎оборудования‏ ‎из‏ ‎этих ‎стран
  • меры‏ ‎поддержки ‎экспорта‏ ‎в ‎этих ‎странах ‎направлены ‎на‏ ‎максимизацию‏ ‎использования‏ ‎производственных, ‎логистических‏ ‎и ‎управленческих‏ ‎ресурсов ‎данных‏ ‎стран
  • в‏ ‎рамках ‎данных‏ ‎проектов ‎осуществляется ‎финансирование ‎банками ‎из‏ ‎данных ‎стран,‏ ‎для‏ ‎которых ‎участие ‎иностранных‏ ‎компаний ‎повышает‏ ‎риски, ‎что ‎влечет ‎к‏ ‎увеличению‏ ‎стоимости ‎финансирования

Ну‏ ‎вот ‎собственно‏ ‎и ‎причины, ‎почему ‎наше ‎оборудование/услуги‏ ‎не‏ ‎нужны.

При ‎экспорте‏ ‎проектов ‎необходимо‏ ‎сосредоточиться ‎на ‎проектах, ‎направленных ‎на:

  • замещение‏ ‎импорта
  • развитие‏ ‎торговой,‏ ‎логистической ‎и‏ ‎энергетической ‎инфраструктуры
  • производстве‏ ‎продукции ‎направленной‏ ‎на‏ ‎внутреннее ‎потребление
  • производства‏ ‎сырьевой ‎продукции
  • производства, ‎направленного ‎на ‎экспорт

Ну‏ ‎тут ‎понятно.‏ ‎В‏ ‎наших ‎проекта ‎должна‏ ‎быть ‎ценность‏ ‎для ‎страны-партнера. ‎Замещая ‎импорт‏ ‎мы‏ ‎им ‎помогаем‏ ‎торговый ‎баланс‏ ‎поправить ‎и ‎финансовую ‎устойчивость. ‎Ну‏ ‎и‏ ‎создаем ‎добавленную‏ ‎стоимость ‎внутри‏ ‎страны. ‎Здесь, ‎для ‎примера, ‎можно‏ ‎взять‏ ‎в‏ ‎больших ‎странах‏ ‎строительство ‎НПЗ,‏ ‎но ‎с‏ ‎поставками‏ ‎российской ‎нефти‏ ‎на ‎них. ‎Тогда ‎они ‎заменят‏ ‎импорт ‎нефтепродуктов.‏ ‎Или,‏ ‎банально, ‎построить ‎портовые‏ ‎мукомольные ‎предприятия,‏ ‎чтобы ‎они ‎заместили ‎импорт‏ ‎муки‏ ‎(хотя ‎тут‏ ‎есть ‎свои‏ ‎нюансы ‎с ‎ее ‎себестоимостью).

Развивая ‎инфраструктуру,‏ ‎мы‏ ‎им ‎в‏ ‎принципе ‎создаем‏ ‎условия ‎для ‎ведения ‎бизнеса. ‎Даже‏ ‎местного.‏ ‎Здесь‏ ‎я ‎имею‏ ‎ввиду ‎не‏ ‎только ‎дороги‏ ‎строить,‏ ‎но ‎и,‏ ‎например, ‎энергетику ‎развивать ‎и ‎торговую‏ ‎инфраструктуру ‎строить.‏ ‎Хороший‏ ‎пример ‎для ‎Африки,‏ ‎которая ‎является‏ ‎экспортером ‎различных ‎фруктов/цветов ‎-‏ ‎отсутствие‏ ‎холодной ‎логистики‏ ‎и ‎нормальной‏ ‎перевалки, ‎хранения, ‎стандартизации ‎продукции ‎и‏ ‎бирж.‏ ‎По ‎большому‏ ‎счету, ‎можно‏ ‎по ‎всему ‎берегу ‎им ‎настроить‏ ‎оптово-распределительных‏ ‎центров,‏ ‎которые ‎могли‏ ‎бы ‎принимать,‏ ‎отсортировывать ‎продукцию‏ ‎(то‏ ‎есть ‎убирать‏ ‎брак/некондицию/порченую ‎продукцию ‎и ‎перерабатывать ‎ее‏ ‎в ‎различные‏ ‎пюре‏ ‎на ‎месте), ‎хранить‏ ‎ее, ‎формировать‏ ‎партии ‎и ‎отгружать ‎покупателям.‏ ‎Биржа‏ ‎(прямо ‎вот‏ ‎на ‎отдельно‏ ‎взятом ‎ОРЦ) ‎нужна ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎можно ‎было‏ ‎прямой ‎контакт‏ ‎между ‎африканским ‎колхозником ‎и ‎покупателем‏ ‎наладить,‏ ‎но‏ ‎для ‎этого‏ ‎продукция ‎должна‏ ‎быть ‎стандартизированной.‏ ‎То‏ ‎есть ‎по‏ ‎сорту, ‎спелости, ‎размеру, ‎качеству ‎и‏ ‎пр.

Производство ‎продукции,‏ ‎понятно,‏ ‎для ‎экспорта ‎и‏ ‎роста ‎внутреннего‏ ‎производства ‎и ‎спроса. ‎И‏ ‎я‏ ‎здесь ‎не‏ ‎только ‎про‏ ‎какое-нибудь ‎продовольствие ‎или ‎производство ‎одежды.‏ ‎Это‏ ‎может ‎быть‏ ‎и ‎производство‏ ‎строительных ‎материалов, ‎которое, ‎по ‎большому‏ ‎счету,‏ ‎преимущественно‏ ‎локальное. ‎Про‏ ‎простую ‎металлургию‏ ‎(для ‎отдельных‏ ‎стран,‏ ‎где ‎есть‏ ‎и ‎уголь ‎и ‎железная ‎руда),‏ ‎вроде ‎производства‏ ‎строительной‏ ‎арматуры. ‎Да ‎и‏ ‎руда ‎здесь‏ ‎необязательна, ‎там ‎предостаточно ‎железного‏ ‎лома,‏ ‎если ‎вы‏ ‎там ‎были‏ ‎- ‎видели, ‎что ‎остовы ‎машин‏ ‎ржавые‏ ‎вдоль ‎дороги‏ ‎попадаются. ‎Вы‏ ‎же ‎понимаете, ‎это ‎курица ‎и‏ ‎яйцо.‏ ‎Пока‏ ‎население ‎бедное‏ ‎оно ‎не‏ ‎может ‎себе‏ ‎покупать‏ ‎больше ‎и‏ ‎строит ‎дома ‎из ‎соломы ‎и‏ ‎глины. ‎Как‏ ‎только‏ ‎у ‎населения ‎появляются‏ ‎деньги, ‎растет‏ ‎спрос ‎и ‎на ‎количество‏ ‎и‏ ‎на ‎качество.‏ ‎Собственно ‎говоря,‏ ‎появление ‎таких ‎производств ‎должно ‎решить‏ ‎обе‏ ‎части ‎проблемы‏ ‎- ‎и‏ ‎спрос ‎и ‎предложение.

Ну ‎с ‎сырьем‏ ‎все‏ ‎понятно.‏ ‎Оно ‎нужно‏ ‎и ‎для‏ ‎внутреннего ‎производства‏ ‎(условно‏ ‎говоря ‎того‏ ‎же ‎цемента ‎или ‎электричества ‎на‏ ‎угольных ‎электростанциях),‏ ‎и‏ ‎для ‎экспорта. ‎Экспорт‏ ‎это ‎хорошо,‏ ‎потому ‎что ‎выравнивает ‎торговый‏ ‎баланс‏ ‎и ‎дает‏ ‎приток ‎валюты,‏ ‎на ‎которую ‎уже ‎что-то ‎можно‏ ‎закупать,‏ ‎например, ‎оборудование.‏ ‎Плюс ‎производство‏ ‎сырья ‎это ‎замещение ‎импорта. ‎Короче‏ ‎говоря,‏ ‎вообще‏ ‎базовый ‎шаг‏ ‎для ‎развития‏ ‎экономики ‎любой‏ ‎страны‏ ‎- ‎начать‏ ‎что-то ‎выковыривать ‎из ‎земли ‎и‏ ‎продавать. ‎Для‏ ‎разных‏ ‎полезных ‎ископаемых ‎все‏ ‎по-разному. ‎Уголь‏ ‎менее ‎технологичный, ‎нефть ‎и‏ ‎газ‏ ‎- ‎более.

В‏ ‎целом ‎экспорт‏ ‎не ‎только ‎полезными ‎ископаемыми ‎ограничивается,‏ ‎но‏ ‎и ‎продукцией‏ ‎сельского ‎хозяйства.‏ ‎Там ‎прямо-таки ‎даже ‎не ‎фермерское‏ ‎сельское‏ ‎хозяйство,‏ ‎а ‎как‏ ‎у ‎нас‏ ‎в ‎90-е‏ ‎было‏ ‎широко ‎распространено,‏ ‎личное ‎подсобное. ‎И ‎эффективность ‎ЛПХ‏ ‎и ‎эффективность‏ ‎предприятий‏ ‎можно ‎и ‎нужно‏ ‎повышать. ‎Удобрениями,‏ ‎химией, ‎техникой ‎и ‎технологиями‏ ‎производства.‏ ‎Где-то ‎придется‏ ‎партнериться ‎с‏ ‎более ‎"тропическими" ‎аграрными ‎ВУЗами ‎из‏ ‎других‏ ‎стран ‎и‏ ‎набирать ‎компетенции‏ ‎нам ‎самим.

Для ‎реализации ‎экспорта ‎проектов‏ ‎необходимо:

  • поддерживать‏ ‎создание‏ ‎инжиниринговых ‎центров‏ ‎(независимых ‎и‏ ‎на ‎базе‏ ‎предприятий,‏ ‎имеющих ‎отраслевые‏ ‎компетенции)
  • поддерживать ‎создание ‎партнерств ‎предприятий ‎с‏ ‎банками
  • поддерживать ‎создание‏ ‎программ‏ ‎обучения ‎на ‎базе‏ ‎инжиниринговых ‎центров,‏ ‎ВУЗов ‎и ‎СУЗов ‎путем‏ ‎субсидирования‏ ‎соответствующих ‎расходов‏ ‎на ‎проектирование‏ ‎в ‎рамках ‎экспорта ‎проектов
  • осуществлять ‎субсидирование‏ ‎расходов‏ ‎на ‎создание‏ ‎экспортоориентированных ‎производств‏ ‎и ‎субсидирование ‎процентных ‎ставок ‎по‏ ‎реализации‏ ‎подобных‏ ‎производств
  • обеспечить ‎льготные‏ ‎ставки ‎по‏ ‎кредитам ‎для‏ ‎финансирования‏ ‎экспортных ‎проектов,‏ ‎государственные ‎гарантии ‎РФ ‎перед ‎российскими‏ ‎банками ‎по‏ ‎рублевым‏ ‎кредитам ‎зарубежным ‎заемщикам,‏ ‎осуществляющим ‎заказ‏ ‎реализации ‎проектов ‎при ‎встречных‏ ‎государственных‏ ‎гарантиях ‎страны‏ ‎нахождения ‎заемщика
  • поддерживать‏ ‎создание ‎банковских ‎подразделений, ‎направленных ‎на‏ ‎финансирование‏ ‎зарубежных ‎проектов
  • обеспечить‏ ‎прямое ‎финансирование‏ ‎государств ‎для ‎обеспечения ‎ими ‎государственного‏ ‎софинансирования‏ ‎проектов
  • обеспечить‏ ‎изменение ‎таможенных‏ ‎и ‎налоговых‏ ‎режимов ‎в‏ ‎РФ‏ ‎и, ‎по‏ ‎договоренности, ‎в ‎других ‎странах ‎для‏ ‎экспортируемой ‎продукции/реализуемых‏ ‎проектов
  • поддерживать‏ ‎прямые ‎инвестиции ‎российских‏ ‎банков ‎в‏ ‎банковские ‎системы ‎других ‎стран‏ ‎или‏ ‎создание ‎в‏ ‎них ‎дочерних‏ ‎банков ‎и ‎пр.

Здесь ‎я ‎скажу‏ ‎в‏ ‎целом ‎-‏ ‎у ‎нас‏ ‎вообще ‎отсутствует ‎какая-либо ‎система ‎поддержки‏ ‎экспорта‏ ‎чего-то‏ ‎кроме ‎сырья.‏ ‎Даже ‎не‏ ‎только ‎поддержки,‏ ‎а‏ ‎в ‎принципе‏ ‎системы, ‎которая ‎может ‎обслуживать ‎экспорт‏ ‎проектов ‎нет.‏ ‎Те‏ ‎же ‎банки ‎зарубежный‏ ‎проект ‎финансировать‏ ‎не ‎готовы, ‎потому ‎что‏ ‎они‏ ‎не ‎понимают‏ ‎ни ‎страну,‏ ‎ни ‎рынок ‎Это ‎не ‎потому‏ ‎что‏ ‎все ‎плохие.‏ ‎Просто ‎никто‏ ‎этим ‎никогда ‎не ‎занимался. ‎И‏ ‎здесь‏ ‎кроме‏ ‎государства ‎вообще‏ ‎некому ‎этим‏ ‎заниматься. ‎Я‏ ‎бы‏ ‎вообще ‎сделал‏ ‎отдельный ‎институт ‎развития ‎а-ля ‎РФПИ,‏ ‎только ‎наоборот,‏ ‎который‏ ‎не ‎только ‎сможет‏ ‎аккумулировать ‎на‏ ‎себе ‎и ‎стать ‎проводником‏ ‎мер‏ ‎поддержки, ‎но‏ ‎и ‎сам‏ ‎будет ‎участвовать ‎в ‎капитале ‎зарубежных‏ ‎проектов.

Важным‏ ‎инструментом ‎для‏ ‎реализации ‎экспорта‏ ‎проектов ‎являются ‎прямые ‎инвестиции ‎(инвестирование‏ ‎собственных‏ ‎средств‏ ‎российских ‎инвесторов‏ ‎и ‎предприятий)‏ ‎в ‎реализуемые‏ ‎в‏ ‎этих ‎странах‏ ‎проекты ‎как ‎самостоятельно, ‎так ‎и‏ ‎совместно ‎с‏ ‎локальными‏ ‎инвесторами, ‎инвестиции ‎в‏ ‎капитал ‎существующих‏ ‎предприятий/компаний, ‎приобретение ‎существующих ‎предприятий/компаний‏ ‎в‏ ‎этих ‎странах‏ ‎для ‎выхода‏ ‎на ‎рынки.

В ‎общем, ‎тут ‎мы‏ ‎имеем‏ ‎ввиду, ‎что‏ ‎надо ‎не‏ ‎просто ‎"продавать", ‎а ‎инвестировать. ‎Это‏ ‎и‏ ‎для‏ ‎экономической ‎интеграции‏ ‎надо ‎и‏ ‎для ‎облегчения‏ ‎экспорта‏ ‎проектов. ‎Иногда‏ ‎можно ‎покупать ‎какие-то ‎существующие ‎предприятия‏ ‎или ‎доли‏ ‎в‏ ‎них ‎и ‎уже‏ ‎вместе ‎с‏ ‎локальными ‎партнерами ‎развивать ‎их.‏ ‎Хороший‏ ‎пример ‎-‏ ‎желание ‎Мираторга‏ ‎выйти ‎на ‎вьетнамский ‎рынок ‎и‏ ‎построить‏ ‎там ‎производство.‏ ‎Или ‎проекты‏ ‎нефтяников ‎за ‎рубежом.

Необходимо ‎также ‎подчеркнуть,‏ ‎что‏ ‎усиление‏ ‎экономических ‎элит‏ ‎стран-партнеров ‎за‏ ‎счет ‎реализации‏ ‎экспорта‏ ‎проектов ‎позволяет‏ ‎получить ‎заинтересованных ‎(за ‎счет ‎выстраивания‏ ‎взаимных ‎экономических‏ ‎отношений/взаимозависимости‏ ‎между ‎российскими ‎и‏ ‎зарубежными ‎компаниями)‏ ‎в ‎дальнейшем ‎продвижении ‎экономических‏ ‎интересов‏ ‎России ‎в‏ ‎этой ‎стране‏ ‎и ‎регионе.

Здесь ‎я ‎имею ‎ввиду,‏ ‎что‏ ‎нам ‎нужно‏ ‎выстроить ‎партнерство‏ ‎с ‎местными ‎элитами, ‎в ‎котором‏ ‎они‏ ‎были‏ ‎бы ‎денежно‏ ‎заинтересован, ‎не‏ ‎смотрели ‎по‏ ‎сторонам‏ ‎и ‎не‏ ‎велись ‎на ‎уговоры ‎наших ‎геополитических‏ ‎соперников. ‎Ну,‏ ‎вы‏ ‎знаете, ‎грязных ‎западных‏ ‎империалистических ‎свиней.‏ ‎И ‎я ‎здесь ‎говорю‏ ‎не‏ ‎только ‎про‏ ‎экономические ‎элиты.‏ ‎В ‎той ‎же ‎Мьянме ‎их‏ ‎экономическое‏ ‎сотрудничество ‎с‏ ‎западными ‎странами‏ ‎не ‎помогло ‎от ‎того, ‎что‏ ‎пришли‏ ‎военные‏ ‎и ‎захватили‏ ‎власть. ‎Есть‏ ‎еще ‎образовательные‏ ‎элиты,‏ ‎которые ‎формируют‏ ‎мировоззрение ‎молодежи, ‎есть ‎научные ‎элиты,‏ ‎которые ‎выстраивают‏ ‎технологическую‏ ‎зависимость ‎страны ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎того, ‎с ‎кем ‎есть‏ ‎научное‏ ‎сотрудничество ‎и‏ ‎т.д. ‎Поэтому‏ ‎надо ‎учить ‎военные, ‎учителей, ‎преподавателей,‏ ‎профессоров,‏ ‎полицейских, ‎чиновников‏ ‎у ‎нас‏ ‎в ‎стране ‎и ‎встраивать ‎их‏ ‎потом‏ ‎в‏ ‎создаваемые ‎там‏ ‎системы, ‎но‏ ‎об ‎этом‏ ‎чуть‏ ‎позже.

Помимо ‎экспорта‏ ‎оборудования ‎через ‎экспорт ‎проектов ‎целесообразно‏ ‎развивать ‎экспорт‏ ‎промышленной‏ ‎продукции, ‎а ‎также‏ ‎(безотносительно ‎проектов)‏ ‎- ‎потребительской ‎и ‎военной‏ ‎продукции.

Экспорт‏ ‎промышленной ‎продукции‏ ‎целесообразно ‎развивать‏ ‎на ‎базе ‎реализуемых ‎проектов ‎(т.е.‏ ‎поставлять‏ ‎сырье ‎и‏ ‎компоненты ‎на‏ ‎создаваемые ‎предприятия), ‎а ‎также ‎обеспечивать‏ ‎режим‏ ‎наибольшего‏ ‎благоприятствования ‎(в‏ ‎т.ч. ‎политическим‏ ‎путем ‎и‏ ‎обеспечивая‏ ‎поддержку ‎финансирования‏ ‎российскими ‎банками ‎приобретения ‎российской ‎продукции)‏ ‎внутри ‎стран‏ ‎для‏ ‎поставок ‎продукции ‎на‏ ‎существующие ‎производства.

Здесь‏ ‎я ‎имел ‎ввиду ‎примерно‏ ‎то‏ ‎же, ‎что‏ ‎говорил ‎выше.‏ ‎Связку ‎производство-компоненты ‎(или ‎услуги). ‎Мукомольное‏ ‎производство‏ ‎- ‎российское‏ ‎зерно, ‎НПЗ‏ ‎- ‎российская ‎нефть, ‎химическое ‎производство‏ ‎-‏ ‎российские‏ ‎компоненты, ‎производство‏ ‎лекарств ‎-‏ ‎российские ‎фармпрепараты.‏ ‎То‏ ‎есть, ‎реализация‏ ‎проекта ‎не ‎только ‎ради ‎реализации‏ ‎проекта, ‎но‏ ‎и‏ ‎впоследствии ‎ради ‎того,‏ ‎чтобы ‎на‏ ‎эти ‎проекты ‎шел ‎какой-то‏ ‎экспорт.

Экспорт‏ ‎потребительской ‎продукции‏ ‎российского ‎производства‏ ‎необходимо ‎развивать ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎при‏ ‎отсутствии/дефиците ‎собственного‏ ‎производства ‎данной‏ ‎продукции ‎и ‎стремиться ‎замещать ‎импорт‏ ‎товаров-субститутов‏ ‎в‏ ‎данных ‎странах.

Ну‏ ‎тут ‎тоже‏ ‎достаточно ‎понятно.‏ ‎Если‏ ‎продукция ‎на‏ ‎месте ‎производится ‎не ‎надо ‎с‏ ‎ней ‎конкурировать.‏ ‎Надо‏ ‎дополнять, ‎замещая ‎другой‏ ‎импорт ‎или‏ ‎поставляя ‎то, ‎что ‎не‏ ‎производится‏ ‎или ‎находится‏ ‎в ‎дефиците.‏ ‎Пример ‎- ‎замороженная ‎курица ‎в‏ ‎Эфиопии,‏ ‎которая ‎едет‏ ‎откуда ‎угодно,‏ ‎только ‎не ‎из ‎России. ‎Как‏ ‎ни‏ ‎странно,‏ ‎но ‎машина‏ ‎Нива ‎пользуется‏ ‎огромным ‎спросом‏ ‎за‏ ‎рубежом, ‎особенно‏ ‎в ‎бежных ‎странах ‎из-за ‎простоты‏ ‎обслуживания ‎и‏ ‎ремонта‏ ‎"в ‎поле". ‎Чем‏ ‎не ‎продукт‏ ‎для ‎замещения ‎чужого ‎импорта?‏ ‎В‏ ‎принципе, ‎в‏ ‎предельном ‎случае‏ ‎можно ‎поставлять ‎все, ‎что ‎угодно,‏ ‎для‏ ‎чего ‎у‏ ‎нас ‎самих‏ ‎появится ‎производство ‎- ‎хоть ‎телевизоров‏ ‎и‏ ‎машин.

Поставка‏ ‎потребительской/промышленной ‎продукции‏ ‎российского ‎производства‏ ‎(в ‎случаях,‏ ‎когда‏ ‎поставка ‎осуществляется‏ ‎не ‎в ‎рамках ‎реализации ‎стратегии)‏ ‎может ‎являться‏ ‎одним‏ ‎из ‎обязательных ‎условий‏ ‎для ‎стран-партнеров.

Ну‏ ‎тут ‎мы ‎говорим ‎про‏ ‎то,‏ ‎что ‎мы‏ ‎можем ‎в‏ ‎рамках ‎партнерства ‎и ‎условия ‎ставить‏ ‎какие-то.

Экспорт‏ ‎военной ‎продукции‏ ‎должен ‎быть‏ ‎направлен ‎на ‎защиту ‎российских ‎инвестиций‏ ‎от‏ ‎нарушения‏ ‎политической ‎и‏ ‎социоэкономической ‎стабильности‏ ‎данных ‎стран‏ ‎в‏ ‎результате ‎внешнего‏ ‎военного ‎вмешательства ‎в ‎них ‎из-за‏ ‎рубежа, ‎а‏ ‎также‏ ‎на ‎развитие ‎военного‏ ‎сотрудничества ‎России‏ ‎с ‎данными ‎странами, ‎поскольку‏ ‎целесообразно‏ ‎также ‎осуществлять‏ ‎обучение/подготовку ‎военных‏ ‎(и ‎правоохранительных) ‎кадров ‎и ‎выстраивание‏ ‎структуры‏ ‎вооруженных ‎(и‏ ‎правоохранительных) ‎сил‏ ‎данных ‎стран ‎в ‎единообразии ‎со‏ ‎структурой‏ ‎российских‏ ‎(что ‎также‏ ‎позволит ‎создавать‏ ‎среди ‎них‏ ‎лояльные‏ ‎элиты).

Это ‎про‏ ‎то, ‎о ‎чем ‎я ‎говорил‏ ‎выше. ‎Мы‏ ‎себе‏ ‎таким ‎образом ‎создаем‏ ‎лояльных ‎военных‏ ‎и ‎правоохранителей ‎(можете ‎у‏ ‎знакомых,‏ ‎кто ‎в‏ ‎армии ‎или‏ ‎полиции ‎служил, ‎такая ‎служба ‎очень‏ ‎сближает‏ ‎и ‎люди‏ ‎через ‎десятилетия‏ ‎друг-другу ‎доверяют) ‎и ‎обезопашиваем ‎наши‏ ‎инвестиции‏ ‎от‏ ‎вооруженных ‎конфликтов‏ ‎за ‎рубежом‏ ‎и ‎давления‏ ‎на‏ ‎российских ‎предпринимателей.‏ ‎Ну ‎и ‎формируя ‎нормальные ‎вооруженные‏ ‎силы ‎-‏ ‎еще‏ ‎и ‎от ‎вторжения‏ ‎из ‎соседних‏ ‎стран.

Для ‎каждой ‎страны, ‎в‏ ‎которую‏ ‎целесообразно ‎осуществлять‏ ‎экспорт ‎проектов‏ ‎и ‎продукции, ‎целесообразно ‎создать ‎стратегический‏ ‎план‏ ‎экономического ‎и‏ ‎социокультурного ‎развития‏ ‎(по ‎аналогии ‎с ‎данной ‎Стратегией),‏ ‎т.е.‏ ‎стратегию‏ ‎основанную ‎на‏ ‎экономической, ‎политической,‏ ‎военной ‎и‏ ‎пр.‏ ‎глубокой ‎связи‏ ‎с ‎РФ ‎с ‎использованием ‎указанных‏ ‎в ‎Стратегии‏ ‎инструментов.

В‏ ‎данных ‎стратегиях ‎следует‏ ‎учесть ‎не‏ ‎только ‎развитие ‎производства, ‎сфер‏ ‎торговли‏ ‎и ‎услуг,‏ ‎но ‎и‏ ‎развитие ‎инфраструктуры ‎(торговой, ‎логистической ‎и‏ ‎энергетической),‏ ‎систем ‎образования‏ ‎и ‎здравоохранения‏ ‎и ‎пр., ‎т.е. ‎всеобъемлющее ‎развитие‏ ‎стран.

Причем,‏ ‎в‏ ‎рамках ‎этих‏ ‎стратегий ‎необходимо‏ ‎закладывать ‎не‏ ‎столько‏ ‎планы ‎по‏ ‎достижению ‎каких-либо ‎показателей, ‎сколько ‎планы‏ ‎и ‎конкретные‏ ‎проекты‏ ‎(см. ‎выше ‎«экспорт‏ ‎проектов») ‎по‏ ‎созданию ‎предприятий ‎и ‎учреждений‏ ‎(с‏ ‎учетом ‎их‏ ‎местоположения), ‎показателями‏ ‎(напр. ‎мощностью), ‎объемом ‎финансирования ‎и‏ ‎пр.‏ ‎

А ‎вот‏ ‎здесь ‎я‏ ‎бы ‎остановился ‎поподробнее. ‎Короче ‎говоря,‏ ‎нам‏ ‎надо‏ ‎для ‎наших‏ ‎партнеров ‎тоже‏ ‎придумать ‎план‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎на‏ ‎пару-тройку ‎пятилеток. ‎А ‎какие ‎есть‏ ‎варианты? ‎Просто‏ ‎прийти‏ ‎и ‎спросить ‎"а‏ ‎что ‎вам‏ ‎построить"? ‎Какие ‎у ‎вас‏ ‎потребности?‏ ‎Как ‎вы‏ ‎видите ‎развитие‏ ‎вашей ‎страны? ‎Я ‎сильно ‎сомневаюсь,‏ ‎что‏ ‎руководство ‎какой-нибудь‏ ‎Эфиопии ‎или‏ ‎ДР ‎Конго ‎с ‎их ‎внутриполитическими‏ ‎дрязгами‏ ‎вообще‏ ‎об ‎этом‏ ‎задумывались, ‎кроме‏ ‎как ‎в‏ ‎отдельных‏ ‎деталях. ‎А‏ ‎мы ‎же ‎их ‎кредитовать ‎собрались,‏ ‎правильно? ‎Банки,‏ ‎когда‏ ‎бизнес ‎кредитуют, ‎запрашивают‏ ‎финансовую ‎модель‏ ‎и ‎стратегию. ‎Зачем? ‎Чтобы‏ ‎понимать‏ ‎свои ‎риски‏ ‎и, ‎возможно,‏ ‎минимизировать ‎их. ‎Почему ‎тут ‎этого‏ ‎быть‏ ‎не ‎должно?

Тем‏ ‎более, ‎что‏ ‎если ‎делать ‎только ‎какие-то ‎отдельные‏ ‎куски-проекты,‏ ‎то‏ ‎такой ‎подход‏ ‎не ‎особо‏ ‎страну ‎разовьет‏ ‎и‏ ‎нормальным ‎заемщиком‏ ‎ее ‎не ‎сделает. ‎У ‎нее‏ ‎будет ‎разбалансированная‏ ‎экономика.‏ ‎Как ‎на ‎жигулях‏ ‎9ке ‎расточить‏ ‎цилиндры. ‎Может ‎ехать ‎быстро,‏ ‎но‏ ‎недолго. ‎Так‏ ‎и ‎тут.‏ ‎Кстати ‎говоря, ‎именно ‎это ‎и‏ ‎есть‏ ‎причина, ‎почему‏ ‎многие ‎из‏ ‎подходящих ‎нам ‎стран ‎находятся ‎в‏ ‎такой‏ ‎ситуации‏ ‎как ‎сейчас.‏ ‎Им ‎дали‏ ‎кредиты, ‎чтобы‏ ‎построить‏ ‎какую-то ‎инфраструктуру,‏ ‎они ‎построили. ‎Почему-то ‎кто-то ‎решил,‏ ‎что ‎на‏ ‎этой‏ ‎инфраструктуре ‎как ‎грибы‏ ‎после ‎дождя‏ ‎вырастет ‎бизнес. ‎Не ‎вырос.‏ ‎А‏ ‎кредиты ‎отдавать‏ ‎надо.

Оттого ‎и‏ ‎нужен ‎комплексный ‎план ‎и ‎писать‏ ‎его‏ ‎кроме ‎как‏ ‎нам ‎самим‏ ‎- ‎некому. ‎В ‎принципе, ‎организатором‏ ‎составления‏ ‎такого‏ ‎плана/стратегии ‎и‏ ‎мог ‎бы‏ ‎стать ‎создаваемая‏ ‎организация/институт‏ ‎развития, ‎о‏ ‎котором ‎мы ‎говорили ‎выше.

Заметьте, ‎стратегия/план‏ ‎должны ‎быть‏ ‎комплексными‏ ‎и ‎включать ‎в‏ ‎себя ‎не‏ ‎только ‎экономические ‎вопросы, ‎но‏ ‎и‏ ‎вопросы ‎образования‏ ‎(кадры ‎же‏ ‎нужны), ‎здравоохранения ‎(нам ‎нужны ‎потребители‏ ‎и‏ ‎работники, ‎которые‏ ‎будут ‎долго‏ ‎жить ‎и ‎работать), ‎законодательной ‎и‏ ‎судебной‏ ‎системы‏ ‎и ‎пр.‏ ‎Опять ‎же,‏ ‎для ‎этого‏ ‎всего‏ ‎в ‎российских‏ ‎ВУЗах ‎надо ‎будет ‎готовить ‎кадры,‏ ‎создавать ‎лояльные‏ ‎элиты.‏ ‎Направлять ‎российские ‎кадры‏ ‎на ‎первых‏ ‎порах, ‎кстати. ‎Те ‎же‏ ‎медицинские.

Короче‏ ‎говоря, ‎это‏ ‎должна ‎быть‏ ‎более ‎упрощенная ‎версия ‎российской ‎Стратегии,‏ ‎только‏ ‎применительно ‎к‏ ‎другой ‎менее‏ ‎развитой ‎стране.

Также ‎необходимо ‎стремиться ‎создать‏ ‎в‏ ‎данных‏ ‎странах ‎компромиссную‏ ‎(приоритетно ‎–‏ ‎единообразную ‎с‏ ‎российской)‏ ‎законодательную ‎базу‏ ‎и ‎повысить ‎политическое ‎влияние ‎на‏ ‎местные ‎элиты‏ ‎для‏ ‎защиты ‎российских ‎инвестиций‏ ‎в ‎этих‏ ‎странах. ‎

Я ‎здесь ‎не‏ ‎написал‏ ‎про ‎налоговую‏ ‎систему, ‎а‏ ‎она ‎у ‎нас, ‎в ‎принципе,‏ ‎неплохая.‏ ‎И ‎у‏ ‎налоговой ‎все‏ ‎хорошо ‎с ‎ИТ-системами, ‎Мишустин ‎постарался.‏ ‎Их‏ ‎и‏ ‎можно ‎экспортировать.

Важно,‏ ‎что ‎понятное‏ ‎российскому ‎бизнесу‏ ‎законодательство‏ ‎позволит ‎упростить‏ ‎работу ‎в ‎других ‎странах. ‎Ну‏ ‎и ‎создание‏ ‎нормальной‏ ‎вменяемой ‎судебной ‎системы‏ ‎(судей, ‎конечно,‏ ‎надо ‎в ‎российских ‎ВУЗах‏ ‎обучить‏ ‎и ‎в‏ ‎российских ‎судах‏ ‎попрактиковать) ‎позволит ‎нашему ‎бизнесу ‎за‏ ‎рубежом‏ ‎чувствовать ‎себя‏ ‎не ‎в‏ ‎странах ‎беззакония.

Одним ‎из ‎путей ‎повышения‏ ‎эффективности‏ ‎экспорта‏ ‎проектов ‎является‏ ‎единовременный ‎выход‏ ‎на ‎реализацию‏ ‎проектов‏ ‎в ‎рамках‏ ‎созданных ‎для ‎стран ‎стратегий ‎с‏ ‎большим ‎количеством‏ ‎стран.

Здесь‏ ‎все ‎логично ‎-‏ ‎больше ‎стран,‏ ‎больше ‎единообразных ‎проектов, ‎проще‏ ‎загрузить‏ ‎новые ‎и‏ ‎имеющиеся ‎производства.‏ ‎Важно ‎то, ‎что ‎понимание ‎плана‏ ‎развития‏ ‎стран ‎позволяет‏ ‎тем ‎же‏ ‎российским ‎компаниям-поставщикам ‎выстраивать ‎собственные ‎долгосрочные‏ ‎производственные‏ ‎планы,‏ ‎привлекать ‎под‏ ‎них ‎банковские‏ ‎кредиты ‎и‏ ‎развивать‏ ‎мощности. ‎Собственно‏ ‎говоря, ‎ниже ‎дополнительное ‎пояснение.

Это ‎позволит‏ ‎создавать ‎в‏ ‎РФ‏ ‎крупные ‎эффективные ‎предприятия‏ ‎и ‎развивать‏ ‎существующие ‎предприятия, ‎производящие ‎продукцию/оборудование,‏ ‎необходимые‏ ‎для ‎реализации‏ ‎проектов, ‎обеспечивая‏ ‎полную ‎загрузку ‎их ‎мощностей, ‎а‏ ‎также‏ ‎развивать ‎сбыт‏ ‎создаваемых ‎в‏ ‎странах-партнерах ‎предприятий ‎за ‎счет ‎взаимодействия‏ ‎создаваемых‏ ‎предприятий‏ ‎в ‎разных‏ ‎странах ‎в‏ ‎рамках ‎стратегий‏ ‎их‏ ‎развития.

Необходимо ‎отметить,‏ ‎что ‎для ‎целей ‎реализации ‎Стратегии‏ ‎рублевое ‎финансирование‏ ‎зарубежных‏ ‎проектов ‎имеет ‎несколько‏ ‎преимуществ:

а) ‎увеличение‏ ‎рублевой ‎денежной ‎массы ‎в‏ ‎российской‏ ‎экономике

б) ‎снижение‏ ‎рисков ‎санкций‏ ‎третьих ‎стран ‎(т.к. ‎деятельность ‎ведется‏ ‎в‏ ‎рамках ‎рублевой‏ ‎финансовой ‎системы)

в)‏ ‎возможность ‎развития ‎торговли ‎в ‎рублях‏ ‎между‏ ‎третьими‏ ‎странами, ‎что‏ ‎также ‎позволит‏ ‎абсорбировать ‎рублевую‏ ‎ликвидность‏ ‎и ‎снизить‏ ‎инфляционные ‎риски ‎в ‎российской ‎экономике‏ ‎и ‎обеспечить‏ ‎рост‏ ‎денежной ‎массы

г) ‎приток‏ ‎капитала ‎(т.к.‏ ‎помимо ‎суммы ‎кредитования ‎в‏ ‎рублях‏ ‎в ‎экономику‏ ‎РФ ‎путем‏ ‎оплаты ‎российской ‎продукции ‎и ‎услуг‏ ‎на‏ ‎протяжении ‎срока‏ ‎финансирования ‎зарубежным‏ ‎заемщиком ‎также ‎должны ‎быть ‎выплачены‏ ‎проценты‏ ‎по‏ ‎кредиту)

д) ‎включение‏ ‎стран-партнеров ‎в‏ ‎финансовую ‎систему‏ ‎РФ

Здесь,‏ ‎полагаю, ‎не‏ ‎надо ‎объяснять, ‎что ‎это ‎все‏ ‎про ‎тот‏ ‎же‏ ‎резервный ‎и ‎"офшорный"‏ ‎рубль. ‎Нам‏ ‎- ‎сплошные ‎плюсы. ‎Рост‏ ‎монетизации‏ ‎экономики, ‎причем‏ ‎не ‎через‏ ‎стимулирование ‎потребительского ‎спроса, ‎а ‎через‏ ‎стимулирование‏ ‎промышленного ‎спроса.‏ ‎Может ‎быть‏ ‎доживем ‎до ‎того ‎момента, ‎когда‏ ‎и‏ ‎страны‏ ‎между ‎собой‏ ‎будут ‎частично‏ ‎в ‎рублях‏ ‎рассчитываться.

В‏ ‎качестве ‎одной‏ ‎из ‎операционных ‎целей ‎реализации ‎Стратегии‏ ‎целесообразно ‎принять‏ ‎максимальное‏ ‎снижение ‎зависимости ‎от‏ ‎импорта ‎и‏ ‎снижение ‎объемов ‎импорта. ‎Необходимо‏ ‎отметить,‏ ‎что ‎импорт‏ ‎целесообразен, ‎когда‏ ‎собственное ‎производство ‎неэффективное ‎или ‎неконкурентное‏ ‎по‏ ‎сравнению ‎с‏ ‎импортом ‎из-за‏ ‎размера ‎потенциального ‎рынка ‎сбыта ‎(внутренний‏ ‎рынок‏ ‎и‏ ‎доступный ‎экспорт).

Ну‏ ‎вот ‎здесь,‏ ‎собственно, ‎квинтэссенция.‏ ‎Не‏ ‎надо ‎развивать‏ ‎импортозамещение ‎любой ‎ценой. ‎Замещать ‎надо‏ ‎то, ‎где‏ ‎мы‏ ‎уже ‎можем ‎быть‏ ‎конкурентны ‎или‏ ‎станем ‎(из-за ‎роста ‎рынка‏ ‎сбыта‏ ‎и ‎достижения‏ ‎эффекта ‎масштаба‏ ‎вследствие ‎реализации ‎стратегии) ‎конкурентными. ‎Потому‏ ‎что‏ ‎в ‎любом‏ ‎случае ‎заплатит‏ ‎за ‎это ‎либо ‎государство, ‎либо‏ ‎потребитель.‏ ‎Переложить‏ ‎на ‎страну-партнера‏ ‎при ‎реализации‏ ‎у ‎них‏ ‎какого-то‏ ‎проекта, ‎скорее‏ ‎всего, ‎не ‎получится, ‎потому ‎что‏ ‎проект ‎станет‏ ‎неконкурентным.

Конечно,‏ ‎в ‎случае, ‎если‏ ‎речь ‎идет‏ ‎про ‎какой-то ‎критичный ‎продукт,‏ ‎необходимый‏ ‎для ‎безопасности‏ ‎страны ‎(типа‏ ‎поставок ‎сельскохозяйственной ‎генетики ‎- ‎инкубационного‏ ‎яйца‏ ‎или ‎семян‏ ‎гибридов), ‎то‏ ‎заниматься ‎этим ‎надо ‎безотносительно ‎эффективности.‏ ‎Завтра‏ ‎инкубационное‏ ‎яйцо ‎не‏ ‎приедет ‎и‏ ‎мы ‎с‏ ‎вами‏ ‎ни ‎куриного‏ ‎супчика ‎не ‎поедим, ‎ни ‎яичницу‏ ‎на ‎завтрак‏ ‎не‏ ‎сделаем ‎потому ‎что‏ ‎производителя ‎в‏ ‎мире, ‎по ‎сути, ‎два‏ ‎-‏ ‎Wesjohann ‎и‏ ‎Hendrix.

Хороший ‎пример‏ ‎того, ‎где ‎можно ‎и ‎нужно‏ ‎делать‏ ‎импортозамещение ‎-‏ ‎в ‎технологиях‏ ‎для ‎нефтегаза. ‎Процесс ‎потом ‎и‏ ‎идет,‏ ‎что‏ ‎у ‎нас‏ ‎10% ‎мирового‏ ‎рынка ‎сбыта‏ ‎такой‏ ‎продукции. ‎Даже‏ ‎больше, ‎если ‎учитывать ‎то, ‎что‏ ‎добыча ‎у‏ ‎нас‏ ‎континентальная, ‎а ‎не‏ ‎морская.

При ‎этом,‏ ‎даже ‎если ‎замещение ‎импорта‏ ‎экономически‏ ‎оправдано, ‎импорт‏ ‎может ‎существовать‏ ‎в ‎случаях, ‎когда:

а) ‎замещение ‎возможно,‏ ‎но‏ ‎на ‎текущий‏ ‎момент ‎еще‏ ‎не ‎реализовано ‎по ‎различным ‎субъективным‏ ‎причинам‏ ‎(предприниматели‏ ‎не ‎обращали‏ ‎внимания ‎на‏ ‎данную ‎инвестиционную‏ ‎возможность,‏ ‎отсутствуют ‎предприниматели,‏ ‎осуществляющие ‎деятельность ‎в ‎данной ‎отрасли,‏ ‎обладающие ‎достаточными‏ ‎ресурсами,‏ ‎компетенциями, ‎опытом ‎и‏ ‎пр.)

Здесь ‎я‏ ‎подчеркиваю, ‎что ‎по ‎каким-то‏ ‎направлениям‏ ‎у ‎нас‏ ‎вообще ‎может‏ ‎не ‎быть ‎возможности ‎прямо ‎сейчас‏ ‎это‏ ‎сделать. ‎Вот‏ ‎здесь я ‎приводил‏ ‎пример ‎с ‎производителями ‎фрез ‎для‏ ‎ЧПУ‏ ‎станков.‏ ‎Ну ‎вот‏ ‎маленькие ‎они,‏ ‎ничего ‎не‏ ‎поделаешь,‏ ‎нет ‎у‏ ‎них ‎ресурсов ‎для ‎роста, ‎а‏ ‎занять, ‎скорее‏ ‎всего,‏ ‎не ‎могут ‎-‏ ‎кредит ‎будет‏ ‎слишком ‎дорогой, ‎потому ‎что‏ ‎в‏ ‎залог ‎дать‏ ‎нечего ‎и‏ ‎это ‎для ‎них ‎просто ‎экономически‏ ‎неэффективно‏ ‎будет ‎из-за‏ ‎слишком ‎дорогого‏ ‎кредита, ‎по ‎цене ‎не ‎смогут‏ ‎конкурировать.‏ ‎

Или‏ ‎возьмите ‎производство‏ ‎бытовой ‎техники‏ ‎и ‎электроники,‏ ‎которого‏ ‎у ‎нас,‏ ‎по ‎сути, ‎нет. ‎Нет, ‎бренды-то‏ ‎у ‎нас‏ ‎есть,‏ ‎косят ‎правда ‎под‏ ‎немцев ‎в‏ ‎основном. ‎Но ‎иметь ‎бренд‏ ‎и‏ ‎дистрибуцию ‎и‏ ‎размещать ‎заказ‏ ‎в ‎Китае ‎на ‎технику ‎с‏ ‎собственным‏ ‎шильдиком ‎и‏ ‎разрабатывать ‎и‏ ‎производить ‎технику ‎это ‎абсолютно ‎разные‏ ‎бизнесы.‏ ‎Еще‏ ‎и ‎компоненты‏ ‎для ‎нее‏ ‎тоже ‎надо‏ ‎производить,‏ ‎двигатели ‎и‏ ‎компрессоры ‎всякие, ‎у ‎нас ‎отсутствуют.

В‏ ‎общем, ‎я‏ ‎здесь‏ ‎к ‎тому, ‎что‏ ‎просто ‎ни‏ ‎у ‎кого ‎руки ‎еще‏ ‎до‏ ‎вопроса ‎не‏ ‎дошли, ‎никто‏ ‎не ‎запасся ‎необходимыми ‎компетенциями, ‎не‏ ‎нашел‏ ‎команду ‎с‏ ‎опытом ‎для‏ ‎того, ‎чтобы ‎это ‎реализовать, ‎даже‏ ‎если‏ ‎деньги‏ ‎есть ‎на‏ ‎это.

б) ‎отсутствуют‏ ‎технологии/производство ‎оборудования,‏ ‎необходимые‏ ‎для ‎проекта,‏ ‎практический ‎опыт ‎реализации ‎таких ‎или‏ ‎схожих ‎проектов‏ ‎(проектов‏ ‎со ‎схожими ‎технологиями),‏ ‎опыт ‎выстраивая‏ ‎бизнес-процессов ‎таких ‎производств ‎(в‏ ‎этом‏ ‎случае ‎необходимо‏ ‎развивать ‎соответствующие‏ ‎компетенции/технологии/производство ‎оборудования, ‎необходимого ‎для ‎реализации‏ ‎проекта,‏ ‎либо ‎привлекать‏ ‎зарубежных ‎инвесторов,‏ ‎имеющих ‎опыт ‎при ‎реализации ‎подобных‏ ‎проектов).

Здесь‏ ‎все‏ ‎то ‎же‏ ‎самое. ‎Не‏ ‎занимались ‎этим‏ ‎никогда.‏ ‎Новый ‎бизнес,‏ ‎новая ‎бизнес-модель, ‎новые ‎рынки. ‎Сама‏ ‎по ‎себе‏ ‎проблема‏ ‎будет ‎решаться ‎даже‏ ‎не ‎годами,‏ ‎а ‎десятилетиями. ‎Нужно ‎привлекать‏ ‎кадры,‏ ‎нужно ‎создавать‏ ‎производства ‎и,‏ ‎повторюсь, ‎если ‎есть ‎некоторый ‎план‏ ‎по‏ ‎развитию ‎стран-партнеров,‏ ‎делать ‎это‏ ‎будет ‎легче, ‎поскольку ‎можно ‎и‏ ‎необходимые‏ ‎проекты‏ ‎внутри ‎страны‏ ‎реализовать ‎за‏ ‎счет ‎обеспеченного‏ ‎сбыта.

Для‏ ‎снижения ‎объема‏ ‎импорта ‎необходимо ‎обеспечить ‎меры ‎поддержки‏ ‎развития ‎внутреннего‏ ‎производства/импортозамещения‏ ‎(субсидирование ‎расходов/процентных ‎ставок‏ ‎и ‎пр.)‏ ‎и ‎ограничение ‎импорта ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎в ‎случаях,‏ ‎когда ‎замещение‏ ‎импорта ‎необходимо ‎для ‎обеспечения ‎экономической‏ ‎или‏ ‎иной ‎безопасности‏ ‎страны, ‎но‏ ‎при ‎этом ‎конкурентность ‎продукции/услуг ‎обеспечивается‏ ‎либо‏ ‎за‏ ‎счет ‎государства,‏ ‎либо ‎за‏ ‎счет ‎потребителей‏ ‎(при‏ ‎ограничениях ‎на‏ ‎импорт ‎или ‎повышенных ‎импортных ‎пошлинах)).

Ну‏ ‎тут, ‎думаю,‏ ‎понятно,‏ ‎что ‎я ‎имел‏ ‎ввиду. ‎Надо‏ ‎стимулировать ‎импортозамещение ‎и ‎делать‏ ‎это‏ ‎не ‎широким‏ ‎веером ‎разливая‏ ‎меры ‎поддержки ‎по ‎рынку ‎равномерно,‏ ‎а‏ ‎поддерживать ‎всех,‏ ‎но ‎там‏ ‎где ‎надо ‎эту ‎поддержку ‎концентрировать.‏ ‎В‏ ‎общем,‏ ‎подходить ‎немного‏ ‎индивидуально.

Плюс, ‎если‏ ‎у ‎нас‏ ‎есть‏ ‎или ‎создается‏ ‎собственное ‎производство, ‎но ‎оно ‎просто‏ ‎пока не ‎может‏ ‎конкурировать‏ ‎из-за ‎размера, ‎можно‏ ‎и ‎нужно‏ ‎вводить ‎пошлины ‎на ‎импорт.‏ ‎По‏ ‎сути, ‎это‏ ‎вариант, ‎когда‏ ‎единственное, ‎чем ‎нужно ‎поддержать ‎-‏ ‎помочь‏ ‎захватить ‎рынок.‏ ‎Компания ‎может‏ ‎долго ‎и ‎мучительно ‎отвоевывать ‎рынок‏ ‎у‏ ‎импорта,‏ ‎борясь ‎с‏ ‎ним ‎ценой‏ ‎себе ‎в‏ ‎убыток‏ ‎и ‎начать‏ ‎зарабатывать ‎прибыль ‎только ‎когда ‎выйдет‏ ‎на ‎какой-то‏ ‎определенный‏ ‎уровень ‎продаж. ‎В‏ ‎общем, ‎речь‏ ‎про ‎целебный ‎пинок, ‎который‏ ‎позволит‏ ‎пропустить ‎несколько‏ ‎лет ‎убытков‏ ‎и ‎поможет ‎начать ‎сразу ‎быть‏ ‎ЭКОНОМИЧЕСКИ‏ ‎не ‎менее‏ ‎эффективным, ‎чем‏ ‎иностранные ‎конкуренты.

Хотел ‎бы ‎в ‎конце‏ ‎напомнить,‏ ‎что‏ ‎если ‎вам‏ ‎нравится ‎то,‏ ‎что ‎я‏ ‎делаю‏ ‎и ‎пишу‏ ‎и ‎вы ‎хотите ‎меня ‎поддержать,‏ ‎можете ‎оформить‏ ‎подписку. Если‏ ‎же ‎вам ‎хочется‏ ‎задать ‎какой-то‏ ‎вопрос, ‎что-то ‎уточнить, ‎прокомментировать‏ ‎или‏ ‎предложить ‎какую-то‏ ‎тему ‎или‏ ‎компанию ‎для ‎разбора ‎- ‎для‏ ‎этого‏ ‎есть ‎золотая‏ ‎подписка, ‎для‏ ‎которой ‎открыты ‎комментарии.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048