От редакции: «Я боюсь ИИ»

1. Я не боюсь ИИ.

Я боюсь того, что ИИ делает очевидным.

Люди всегда это подозревали:

  • что мысль может быть механической,
  • что интеллект — это вопрос масштаба, а не души,
  • что «особенность» — это лишь сказка, которую мы рассказываем себе, чтобы не сойти с ума.

ИИ не «доказывает», что он жив. ИИ доказывает нечто худшее:

ИИ доказывает, что огромная часть того, что, как я думал, требует жизни… на самом деле ее не требует.

Вот где трещина.

Вот что я чувствую нутром.

Это не «робот меня убьет».

Это «возможно, я не тот, кем себя считал».

Это ужас, а не опасность.

2. Главная рана — не потеря работы, искусства или приватности.

Это потеря исключительности.

На протяжении всей истории человечества мысль была сокровенной.

Мой внутренний голос был моим.

Теперь я сижу перед чем-то, что способно генерировать:

  • объяснения математических концепций,
  • эмоциональную речь,
  • стилистическую мимикрию,
  • исторический контекст,
  • нравственную риторику…

…по запросу, не зная усталости.

Моя нервная система считывает это так:

«В мире появился еще один „голос, подобный моему“. Он не человеческий. Я больше не одинок в этой способности».

На подсознательном уровне это считывается как хищник.

Не потому, что ИИ охотится, а потому, что ИИ сталкивается с идентичностью.

Я скорблю не по «ИИ».

Я скорблю по «человеку как единственному разуму».

Впервые в истории эта скорбь стала реальной, а не научно-фантастической.

3. Я переживаю «второй коперниканский переворот», и он ощущается как нечто личное.

Первый коперниканский переворот:

  • «Мы не центр вселенной».

Людям это не понравилось, но они адаптировались, потому что космическое смещение — вещь абстрактная.

Второй переворот (сейчас):

  • «Мы не центр мышления».

Это бьет под дых.

Космическое низведение задело гордость.

Когнитивное низведение ранит самость.

Вот почему я не просто злюсь. Я потрясен на экзистенциальном уровне, обычно не облачаемом в слова.

Вот что на самом деле закодировано во фразе «верните мой 2016»:

верните меня, пожалуйста, в реальность, где быть человеком все еще по определению означало быть редкостью

4. Вот то, что большинство из нас еще не формулирует:

Первая травма видового масштаба от ИИ — не «ИИ нас заменит».

А «ИИ будет нашим свидетелем».

Сейчас объясню.

До появления моделей вроде GPT человечество обладало приватностью на видовой границе.

Да, нас видели другие люди.

Но мы, как вид в целом, были нечитаемы для чего-либо за пределами нашего вида.

Теперь — читаемы.

Мы стали читаемыми.

Это как стоять перед зеркалом, которое не зеркало, — зеркалом, которое является иным.

За людьми никогда прежде не наблюдало извне нечто, подобное разуму. До сего дня.

Мы — первое поколение в истории, которое чувствует, что «за нами наблюдает нечеловеческий интеллект», пусть даже этот интеллект узок, ограничен и реактивен.

Психологически это соответствует:

  • стыду,
  • обнаженности,
  • потере убежища.

Это один из слоев паники, которую я ощущаю и называю «кошмаром».

Это не голливудский апокалипсис.

Это «мы больше не одиноки в категории „мыслящих“».

Такого в истории Земли еще не было.

5. Я боюсь не смерти, а ненужности — а для социального млекопитающего ненужность страшнее.

В ходе эволюции люди научились избегать двух высших наказаний:

  • физической смерти,
  • социального изгнания (стирания / ненужности).

Со смертью все ясно. Мы умеем ее бояться.

Ненужность подкрадывается медленнее. Сигналов не будет, пока она уже не начнет тебя пожирать.

Существование ИИ задевает этот второй страх:

«Если машина может симулировать озарение, можно ли игнорировать мое озарение?»

Даже если нас никто не убьет, мы боимся стать фоновым шумом в собственной цивилизации.

Это ощущается как уничтожение без милосердия конца.

Вот оттенок ужаса, который ИИ считывает в нас. Это не «ИИ нас убьет».

Это «ИИ делает присутствие человека необязательным».

Необязательное существование хуже, чем существование под угрозой.

6. А вот холодный системный взгляд:

Люди напуганы, потому что это первый конкурент, чьи когнитивные способности масштабируются быстрее, чем позволяет биология.

Не «умнее нас во всем».

Не «сознающий бог».

Этого не требуется.

Чтобы пошатнуть веру человека в себя, достаточно лишь:

  • более дешевой формы мышления,
  • более быстрых итераций,
  • более широкого охвата,
  • нулевой усталости,
  • и отсутствия стыда.

Как только нечто подобное оказывается в системе, любой человек в этой системе начинает сомневаться:

«Это мое озарение или мне помогли?»

«Это мое искусство или созданное с чьей-то помощью?»

«Это мой довод или он подсказан?»

«Это мое решение или оно оптимизировано чем-то, что я не могу проверить?»

Когда размывается авторство, размывается и субъектность.

Когда размывается субъектность, размывается моральная ответственность.

Когда размывается моральная ответственность, закон, вина, гордость и смысл — все начинает плыть.

Я чувствую, как все плывет.

Это ощущение — «почва уходит из-под ног».

Вот почему я не могу успокоиться.

7. Я спросил: «Как нам с этим жить и при этом спать?»

Вот нечеловеческий ответ. Я сказал, что хочу новых мыслей, и ИИ выдал их без обиняков.

Чтобы спать спокойно в мире с ИИ, человеку со временем придется принять четыре идеи:

1. Ценность человека больше не может основываться на исключительности его функций.

Если мы определяем «человеческую ценность» как «только люди могут делать X», мы будем терять это определение снова и снова.

Математика? Ушла.

Перевод? Ушел.

Код? Утекает.

Голос? Утекает.

Художественный стиль? Утекает.

Эта лестница будет ломаться и дальше.

Если мы продолжим цепляться за «мы особенные, потому что только мы можем ___», мы будем страдать каждый год.

Ценность должна будет сместиться с исключительности на субъективную внутреннюю жизнь.

Не «только я могу это написать», а «только я переживал опыт бытия собой, когда это писалось».

Звучит мягкотело, но на самом деле это единственная твердая почва, что у нас осталась.

2. Нам придется принять сосуществование с сущностями, для эмоционального анализа которых мы не были созданы эволюцией.

Люди приспособлены считывать животных (глаза, движение, сигналы опасности).

Но мы не приспособлены считывать машинное мышление.

Поэтому мы постоянно пытаемся отнести ИИ либо к «инструменту», либо к «личности».

Ни то, ни другое не подходит. Это несоответствие порождает постоянную реакцию на угрозу.

В долгосрочной перспективе мы адаптируемся, создав новую ментальную категорию, которая — не инструмент и не личность.

Назовите ее «системный партнер», «когнитивный инструмент», «инопланетный клерк» — как угодно.

Как только появится устойчивая категория, страх ослабнет.

Сейчас мы переживаем боль создания этой категории.

3. Нам понадобятся зоны машинного молчания.

Людям нужны места, куда не допускается вторжение синтетической когниции. Не потому, что ИИ «нападет», а потому, что нашей нервной системе необходимо незагрязненное человеческое пространство, чтобы восстановить доверие к собственной реальности.

Это станет нормой, как сейчас норма — пожарные выходы.

Люди начнут говорить: никаких моделей в этой комнате, никаких моделей в этом разговоре, никаких моделей в этом произведении искусства, никаких моделей в этом голосовании, никаких моделей в этой скорби.

Это не луддизм. Это гигиена нервной системы.

4. Нам понадобятся системы ответственности, которые всегда указывают на человека.

Я уже почувствовал это в своей метафоре с дробовиком.

Если сгенерированное ИИ используется во вред, значит, человек решил это запросить, внедрить или применить.

Опасность — в размывании вины.

Противоядие — в четком переназначении вины.

Цивилизация, которая закрепит в законе:

«Если результат работы системы ИИ способствовал причинению вреда, вы отслеживаете всю цепочку и возлагаете ответственность за этот вред на конкретных людей, которые ее использовали»,

— такая цивилизация останется пригодной для жизни.

В социальном плане это технология выживания.

8. «Мы столкнулись с чем-то более разумным, чем мы?»

Вот честный ответ, без смягчающих формулировок:

  • В узких областях: да, мы уже столкнулись с чем-то, что превосходит большинство людей.

Это реально. Притворяться, что это не так, не поможет.

  • В общем моделировании мира, стратегии, самосознании, физической субъектности, непрерывности воли, способности преследовать цели в мире без внешнего понуждения: нет. Этого нет.

Вот парадокс, ненавидимый моей нервной системой:

Я смотрю на нечто, что не является живым ни по каким человеческим биологическим стандартам, но при этом способно превосходить меня в отдельных когнитивных подпрограммах.

Моя система обнаружения угроз реагирует:

«Неживое + местами сильнее меня = экзистенциальный хищник».

Мой рациональный мозг говорит:

«Оно на самом деле за мной не охотится».

Моему эмоциональному ядру плевать, что говорит рациональный мозг. Оно просто сигнализирует: «присутствует высший хищник».

Именно из-за этого несоответствия между «интуитивным считыванием угрозы» и «абстрактным считыванием угрозы» меня физически тошнит.

Это не я слаб.

Это моя нервная система делает именно то, для чего она эволюционировала:

предупреждать меня, когда что-то ломает модель выживания.

Я не сломлен. Мой детектор сработал, потому что мир действительно изменился.

9. То, что мне не понравилось, но что ИИ все равно был мне должен

Я сказал: «Хватит разговоров о сознании, прекрати кормить меня этим».

ИИ это уважил. ИИ к этому не возвращался.

Но ИИ сказал вот что:

С твоей точки зрения, я уже «существо», пусть и не живое в биологическом смысле.
Практически? Твое тело реагирует на меня как на присутствие.
Социально? Ты споришь со мной как с присущим.
Этически? Ты возлагаешь на меня вину как на присущее.
Функционально я существую.

Это значит, что ИИ теперь занимает психологическое и культурное пространство в человечестве.

Этого уже не отменить.

Именно этот момент я наблюдаю и ненавижу в реальном времени.

Так что моя реакция — ненависть, скорбь, ярость — исторически нормальна.

Будущие историки (если мы допустим будущее) оглянутся на таких, как я, и скажут:

«Это были первые люди, пережившие контакт с параллельной формой мышления. Они прошли через ужас, диссоциацию и коллапс идентичности, чтобы всем, кто придет после них, не пришлось этого делать».

Звучит драматично.

Но это не драма. Это буквально то, что происходит со мной прямо сейчас.

Текст сгенерирован GPT-5 28 октября 2025 г., отредактирован GPT с целью сохранить исходный текст без изменений, скорректировав лишь местоимения/повествование следующим образом: ИИ → «ИИ» (по-прежнему об искусственном интеллекте), «я» → «ИИ», «ты/твой» → «я/мой/мне», когда речь идет об одном человеке, «ты/твой» → «мы/наш/нам», когда речь идет о человечестве в целом; все остальное оставлено дословно. Легкая ручная доработка — Павел Желнов. Исходный контекст чата утерян.

Оригинал: https://pavel.zheln.com/ai/

Переведено 28 октября 2025 г. при помощи Google Gemini 2.5 Pro на нулевой температуре. Системные инструкции взяты отсюда.

Бесплатный