Пифийские игры
Пифийские игры, проходившие в Дельфах, были вторыми по значимости среди общегреческих спортивных состязаний. Их престиж уступал играм в Олимпии, но был намного выше, чем у Истмийских и Немейских игр, не говоря про локальные состязания в других полисах.
Пифийские игры были связаны с культом покровителя искусств Аполлона. Призом на них был лавровый венок. По легенде, нимфа Дафна, убегавшая от Аполлона, была превращена в лавровое дерево. Лавровые листья для венка победителя игр в Дельфах должны были быть срезаны с того самого дерева в Темпейском ущелье под горой Олимп, в которое, якобы, и была превращена несчастная нимфа.
Происхождение Пифийских игр теряется в глубине веков. Согласно «Описанию Эллады» Павсания, изначально Пифийские игры были состязанием только музыкантов.
С 586 года до н.э. организатором игр стала Священная Амфиктиония, союз двенадцати греческих полисов и племен. С того же года к музыкальным конкурсам добавили атлетические. Постепенно, большая часть работы по организации игр снова отошла Дельфам, на территории которых они и проходили. В древности у игр были денежные призы, но с 582 года до н.э. призами стали венок и слава.
Пифийские игры проводились раз в четыре года, летом, через два года после игр в Олимпии. Программа Пифийских игр включала бег на стадий и два, пятиборье, кулачный бой, гоплитодром (бег в доспехах), панкратион. Конные состязания были представлены бегом колесницы с двумя конями, а позже – и четырьмя.
Главным отличием Пифийских игр от состязаний в Олимпии было наличие музыкальных состязаний. На самом главном из них выступали певцы, аккомпанирующие себе на кифарах.
Другим музыкальным состязанием было выступление музыкантов, играющих на авлосах (флейтах). Победитель конкурса флейтистов получал дополнительную награду – право играть на своем инструменте во время конкурса по прыжкам в длину в Олимпии. Музыкант Пифокрит Сикионский шесть раз выигрывал конкурс флейтистов в VI веке до н.э. и шесть раз играл на Олимпийских играх.
В 558 году до н.э. в программу Пифийских игр добавили конкурс музыкантов-кифаредов (без пения). Еще позже добавились состязания для трагических актеров. Судя по скупым свидетельствам, Пифийские игры включали как постановки трагедий, так и декламации актерами отрывков из знаменитых пьес. С середины V века до н.э. фестиваль в Дельфах пополнился также конкурсом художников.
В Дельфах сохранилось много скульптур атлетов. Одна из самых известных статуй называется «Дельфийский возничий». Это уцелевший фрагмент скульптурной группы, включавшей колесницу, лошадей и мальчиков-слуг. Другая сохранившаяся скульптурная группа – статуи братьев-атлетов Агиада, Агелая и Телемаха, посвященные храму потомком одного из них.
В Эллинистическую эпоху во многих полисах стали основывать свои игры. Некоторые из них получили название «изопифийских», потому что заимствовали программу Пифийского фестиваля. Например, проводившиеся в тех же Дельфах Сотерии в честь победы Этолийского союза над галлами, включали «мусическую» программу Пифийских игр и атлетическую – Немейских.
В римскую эпоху заимствования продолжались. Другие полисы, входившие в империю, основывали свои «Пифийские игры», использовавшие программу игр в Дельфах. Например, так назывались игры в сирийской Лаодикее.
В римскую эпоху Пифийские игры сохраняли свой статус вторых по значимости состязаний. За счет того, что Дельфы организовывали эти игры, полис был освобожден от выплат для организации игр в Коринфе, столице провинции Ахайя.
В 424 году н.э. жители Дельф подали императору жалобу. Они писали, что выплаты для организации игр в Константинополе легли тяжким бременем для казны их полиса, у которого остается мало средств для собственной литургии (этим словом называли общественную повинность). Под литургией из жалобы подразумевают Пифийские игры.
Император удовлетворил просьбу граждан Дельф. Его решение ненадолго продлило жизнь Пифийским играм. Данные раскопок показывают, что в том же V веке н.э. вход на стадион был сужен, чтобы его можно было легко закрыть и использовать как пастбище. Во второй или третьей четверти V века н.э. Пифийские игры стали историей.
Автор - Николай Разумов
0 комментариев