Русский летописец: Как древнерусские князья ураганили в Египте и Греции и откуда в Новгороде крокодилы
Вообще человек, хоть сколько-нибудь знакомый с историей и обладающий здравым смыслом, после прочтения пяти первых страниц Русского летописца архиепископа Пахомия должен понять, с какого рода произведением он имеет дело. И если ссылаться на этот летописец, то как на собрание легенд и преданий и уж никак не строить на нём какую-нибудь историческую парадигму.
Где-то тут должны упоминаться Словен да Рус 6-).
Интересно будет составить временную шкалу деяний Словена и Руса с их потомками, насколько это возможно по датировкам РЛ и известным в истории событиям:
- 2409 г. до н.э. - Словен и Рус уходят от Евксинопонта.
- 2395 г. до н.э. - Основание Словенска Великого и, видимо, чуть позже - Старой Русы
- "И множество других городков поставили Словен и Рус."
- Их сыновья обладали "... и северными странами вплоть и до берегов Ледовитого океана, и окрестностями Желтоводных и Зеленоводных вод [привет Игре престолов 6-)], и берегами великих рек, и находящейся за высокими и непроходными каменными горами страной, именуемой Скир, она же Сибирь, по великой Оби, вплоть до устья Беловодной реки."
- 356 - 323 г. до н. э. (в РЛ дата не указана, время жизни Александра Македонского) - князья словян и русов Великосан, Асан и Авехасан ураганили в Египте, Греции и неких "варварских странах" так, что Александр Македонский вместо того, чтобы вломить неразумным, как он это обычно делал в подобных случаях, впал в прострацию и не знал, что с этими асанами делать. За безнадёжностью он послал им проникновенное письмо "со многими дарами", в котором отдавал "храбросердому народу Словенскому, отдаленнейшему колену Рускому ... в вечное рабство" землю от Балтийского моря до Каспийского (как будто он ей когда-либо владел и мог распоряжаться 6-). Где-то в это же время князья-разбойники основали стольный град Ростов (!), поскольку, проникнувшись искренним уважением к греческому царю, "...сподобились принять от вседержавнаго того самодержца столь великую честь, весьма почитали эту пречестнейшую грамоту и повесили ее в божнице своей по правую сторону от идола Велеса во граде Ростове". Мало того: "и, воздавая честь, поклонялись ей, и праздник честный совершали в первый день месяца примоса". Следует полагать, что традиция преклонения перед иностранщиной пошла на Руси именно с тех времён 4-).
- до 450 г. н.э. (в РЛ дата не указана, год начала строительства Влахернской церкви неподалёку от Константинополя) - некие князья Халох и Лахерн грабили константинопольских греков, но неудачно. Место гибели Лахерна, видимо в его честь, греки с какого-то глузда назвали Влахерном, а потом построили там христианскую церковь.
- 862 г. н.э. - прибытие из Пруссии команды внешних управляющих под руководством Рюрика Августовича (эх, Александр Македонский не дожил, его бы...)
Далее - крупными шагами до 1460 года.
Что тут можно сказать... Что Египет и впрямь является личным кладбищем русских царей. Что - бред? Почитайте Носовского: там всё по полочкам разложено, а Русская летопись это только подтверждает. Пора с египтян потребовать штраф за нецелевое использование земли и незаконное обогащение за счёт царских пирамид 6-).
А если немного посерьёзнее, то главное в Русском летописце для ревнителей древлести и посконности - сказание о Словенске Великом. Кстати, само Сказание предположительно (А. В. Лаврентьев, Е. С. Галкина) составлено митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Киприаном (ум. 1634), уроженцем Старой Русы - сюрприз! Мог ли Пахомий быть знаком с Киприаном - почти наверняка, поскольку Пахомий точно, что в 1638 году, был определён архимандритом новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, то есть служил в той же епархии, что и Киприан с 1627 года до самой своей смерти. Соответственно, тогда Пахомий мог и ознакомиться с трудом Киприана.
И идеологический посыл Сказания: вся история русская пошла с Новгорода, а не с Киева - ай, какие ладушки! А что там с Киевом было? А был Киев с начала 14-го века до середины 17-го польско-литовским окраинным городком - привет свидомым! И отношения России с Речью Посполитой тогда были особо далеки от взаимных лобзаний. Так что иметь предками тогдашних польско-литовцев русской "элите" было как-то... зазорно. А тут - Новгород, самое то. И вся земля Русская заселилась оттуда, даже марийцы и мордва - славяне 6-). Греко-египетские походы, опять же, общение с Александром Македонским - это внушает. Ну и древлесть - мерило всяких притязаний на власть и деньги: чем древлее, тем лучше. А тут - времена египетских пирамид!
Даже Геродот с его невнятными венедами, толкающими янтарные сувениры наивным древнегрекам - это 5-й в. до н.э. Но согласитесь: 24-й век - это гораздо, гораздо круче! 6-) .
Теперь о крокодилах
Конечно, можно сколь угодно долго иронизировать по поводу древнеегипетских похождений Словена и Руса, но в части новгородского крокодила рекламируемая версия Русского летописца приводит довольно убедительные сведения.
Фото из журнала https://criminal-art.livejournal.com
Правда, сведения эти не новы: об этих экзотических гадах северных русских земель я читал довольно давно, во времена моей некудрявой молодости. Возможно, это был Мазуринский летописец - давно известный список Русского летописца XVII века, возможно - какая-нибудь популярная статья.Но - о "новгородском крокодиле".
В то время, как фараон Джедкара усердно занимался восстановлением своего поруганного древнеегипетского хозяйства после визитов Словена и Руса, старший сын Словена - Волхов - оказался "... угодник бесам и чародей, и лют он был среди людей, и много колдовства творил бесовскими ухищрениями. Превращался он в лютого зверя коркодила, и залегал в той реке Волхове на водном пути, и не поклоняющихся ему — одних пожирал, других ниспровергал и топил." Не могучи совладать с бесовской силой, новгородцы решили его умилостивить, и принялись величать почему-то Перуном. Перун в славянской мифологии - в общем-то, громовержец, и как тот чародей умудрялся метать молнии из-под воды, и куда, мне, лично, даже на ум не приходит. Впрочем, что с него, чудилы бесовского, взять.
Проникнувшись уважением земляков, "Поставил же он, окаянный чародей, для ночных богослужений и собраний бесовских небольшой городок на некоем месте, называемом «Перыня», где идол Перун стоял."
Здесь легенда тоже соответствует археологии: урочище Перынь расположено неподалёку от селища на Прости, которое составитель РЛ - архиепископ Пахомий - указал, как место расположения Словенска Великого. И А. В. Арциховский и В. В. Седов откопали таки в середине прошлого века в том урочище древнее святилище, посвящённое, предположительно, именно Перуну. Впрочем, Пахомий, как почти местный уроженец, вполне мог иметь о том более подробные сведения, поскольку РЛ сообщает следующее:
"Мы же о том окаянном волхве и чародее провели тщательное исследование и выяснили, что он был свирепо разбит и утоплен бесами в реке Волхове. И бесовским колдовством окаянное его тело поплыло вверх по реке Волхову и выброшено было на берег напротив его Волховного городка, который ныне именуется Перыня; и со многим плачем и с великою тризною поганскою погребен там был окаянный людьми непросвещенными. И насыпали над ним весьма высокую могилу (курган) по обычаю поганскому. И через три дня просела земля под окаянным тем тризнищем и поглотила мерзкое тело коркодилово, и могила его провалилась вместе с ним на дно адово."
И опять же легенда о повержении Волхова-Перуна имеет историческую аналогию: во время крещения Новгорода в 991 году по приказу воеводы Добрыни идол Перуна после свержения потащили к Волхову, побивая палками, и бросили в воду. Правда, при этом Добрыня приказал, чтобы идола сопровождали люди и палками отталкивали его от берега, если он приставать будет, но я когда-то читал версию, что поначалу идол поплыл вверх по Волхову, как и тело "коркодила". Почему ниспровергателей идола Пахомий в РЛ обозвал бесами, непонятно: вроде бы единоверцы...
О "коркодиле" помимо РЛ - вообще занятно. В Псковской 1-й летописи (ПСРЛ, т. 4) писано:
"В лето 7090. ... Того же лета вышли коркодилы лютые звери из реки и путь перекрыли, поели многих людей, люди ужаснулись и молили Бога по всей земле, и [коркодилы] снова спрятались, а других убили."
То бишь, "коркодил" был не один, и их было не два и не три - несколько, так как других - по меньшей мере, двоих - убили, а остальные - тоже, по меньшей мере, двое - спрятались, исчезли. А ещё примечательно, что нападали "коркодилы" на людей не в воде, а на суше: "вышли... из реки".
Джером Горсей, английский дипломат, в 1589 году в книге «Записки о России» написал, что во время одного из своих визитов в Россию в районе границы современных Польши и Белоруссии обнаружил на берегу реки труп крокодила, но не просто крокодила, а крокодила-змею: "crocodile-serpent".
Мой любимый шпион Сигизмунд Герберштейн описал в Жемайтии - не так уж далеко от Пскова - каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину (55-60 см) и называемых гивоитами (Givuoites). Местные жители их довольно сильно боялись и старались задобрить обильными подношениями.
И вот, какая штука: лично знаком с человеком, которому лет 15 тому обратно в посёлке Донаурово Кировской области местный житель рассказал историю, как его жена работала на огороде, вроде бы, и вдруг закричала. Мужчина прибежал на крик и увидел животное, похожее на змею, но с четырьмя небольшими лапками. В опасности животное встало на задние лапы и хвост и зашипело. Мужчина с испугу зарубил животину лопатой, а потом труп зарыл в огороде подальше. Была эта диковина с пол-метра, может - чуть больше. Получается, что зверюшка та - вылитый жемайтийский гивоит.
Так что в части легенд хронограф архиепископа Пахомия - не просто забавное средневековое чтиво, а весьма ценный документ чуть ли не по криптозоологии. Такие дела.
Кстати, криптозоологи уверены, что "коркодилы" и по сию пору водятся глубоко в болотах Новгородской области, даже описывают следы, как птичьи, но с пятью пальцами и следами волочения. Я поискал их в сети и таки нашёл, вот они - следы "коркодилов":
Шучу: это - следы бобра. Снова шучу: бобр только справа, а вот слева - следы именно крокодила 6-).
0 комментариев