logo
Русское тысячелетие
Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.
logo
7
читателей

Русское тысячелетие  Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.

About project View Subscription levels Filters Statistics Обновления проекта Contacts Share Tags
All projects
About project
«Русское тысячелетие» — авторский проект Сергея Цветкова.
Единственный в Сети систематический цикл тысячелетней русской истории от известного профессионального историка. В центре внимания — события, люди, взаимовлияния русской цивилизации с другими цивилизациями и народами, культурные и ментальные явления разных эпох и столетий, спорные вопросы и загадки русской истории.
Цикличность: один-три выпуска в неделю.
Спасибо за интерес к нашей великой и трудной истории!

Публикации, доступные бесплатно
Subscription levels
One-time payment

Безвозмездное пожертвование на развитие проекта. Данный взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Help the project
Простая подписка 500₽ month 4 800₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие

Вы можете читать и комментировать все закрытые посты.

Subscribe
Подписка и книга в подарок 600₽ month 5 760₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие

Вместе с подпиской вы получите книгу С. Цветкова "Последняя война Российской империи" с дарственной надписью. Книгу можно получить сразу при условии оформления годовой подписки или по истечении трёх месяцев. Описание книги https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html Пересылка почтой РФ за счёт автора (только по РФ) при оформлении годовой подписки.

Subscribe
Подписка и онлайн-общение 1 000₽ month 9 600₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие
Remaining 10 places

По итогам каждого месячного цикла автор с удовольствием пообщается с вами в течение получаса по Скайпу или одному из мессенджеров.

Subscribe
Экскурсионная прогулка с автором 1 500₽ month 14 400₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие
Remaining 12 places

Встретимся, погуляем, поговорим, осмотрим исторические достопримечательности. Экскурсия проводится по согласованию при условии оформления годовой подписки.

Subscribe
Filters
Statistics
7 readers
Обновления проекта
Contacts
Share
Tags
Слушать: 10+ мин
logo Русское тысячелетие

Несколько слов о себе и о том, чем мы будем здесь заниматься

Увлекаюсь ‎историей,‏ ‎немного ‎литературой, ‎живописью. ‎Пишу ‎книги.

Список‏ ‎моих ‎публикаций‏ ‎можно‏ ‎посмотреть ‎в ‎Википедии.

По‏ ‎образованию ‎я‏ ‎историк. ‎Начинал ‎с ‎беллетризованных‏ ‎биографий,‏ ‎которые ‎я‏ ‎бы ‎назвал‏ ‎«портретами ‎на ‎фоне ‎эпохи». ‎Одна‏ ‎из‏ ‎них ‎—‏ ‎«Александр ‎I»‏ ‎— ‎в ‎2006 ‎году ‎была‏ ‎номинирована‏ ‎на‏ ‎Всероссийскую ‎историко-литературную‏ ‎премию ‎«Александр‏ ‎Невский».

Среди ‎моих‏ ‎научных‏ ‎публикаций ‎наиболее‏ ‎обширный ‎труд ‎посвящен ‎истории ‎древней‏ ‎Руси ‎—‏ ‎«Рассказы‏ ‎по ‎русской ‎истории».‏ ‎В ‎настоящее‏ ‎время ‎вышли ‎четыре ‎книги,‏ ‎охватывающие‏ ‎период ‎с‏ ‎древнейших ‎времён‏ ‎до ‎начала ‎ХIII ‎века.

С ‎2006‏ ‎по‏ ‎2010 ‎год‏ ‎создал ‎ряд‏ ‎историко-литературных ‎передач ‎для ‎радиостанций ‎«Нашего‏ ‎радио»‏ ‎и‏ ‎«Best-FM»: ‎«Исторический‏ ‎момент», ‎«Русский‏ ‎Пантеон», ‎«Штрихи‏ ‎к‏ ‎портрету», ‎«Слова»,‏ ‎«Русские ‎города» ‎и ‎другие.

Выступал ‎историческим‏ ‎консультантом ‎в‏ ‎телецикле‏ ‎«Победные ‎дни ‎России»‏ ‎(телеканал ‎«Звезда»):‏ ‎фильмы ‎«Минин ‎и ‎Пожарский»,‏ ‎«Полтавская‏ ‎битва», ‎«Бородинское‏ ‎сражение».

В ‎конце‏ ‎2016 ‎г. ‎был ‎привлечен ‎продюсерским‏ ‎центром‏ ‎"Дирекция ‎кино"‏ ‎к ‎созданию‏ ‎развернутого ‎исторического ‎комментария ‎к ‎фильму‏ ‎"Викинг":‏ ‎"Князь‏ ‎Владимир ‎—‏ ‎создатель ‎единой‏ ‎Руси" ‎и‏ ‎"Викинг"‏ ‎(исторический ‎путеводитель)".‏ ‎Книги ‎призваны ‎расширить ‎знания ‎читателей/зрителей‏ ‎об ‎этой‏ ‎эпохе,‏ ‎в ‎том ‎числе‏ ‎показать, ‎как‏ ‎события ‎протекали ‎согласно ‎современному‏ ‎историческому‏ ‎представлению ‎(часто‏ ‎вопреки ‎тому,‏ ‎что ‎показано ‎в ‎фильме).

Научный ‎редактор‏ ‎журнала‏ ‎«Проблемы ‎национальной‏ ‎стратегии» ‎(2016—2018).

Мои‏ ‎читатели ‎время ‎от ‎время ‎просят‏ ‎меня‏ ‎написать‏ ‎доступный ‎учебник‏ ‎по ‎русской‏ ‎истории. ‎Возможно,‏ ‎данный‏ ‎цикл ‎в‏ ‎будущем ‎послужит ‎основой ‎для ‎такого‏ ‎труда. ‎Пока‏ ‎же‏ ‎я ‎постараюсь ‎компетентно‏ ‎(то ‎есть‏ ‎используя ‎научный ‎подход ‎к‏ ‎источникам)‏ ‎осветить ‎для‏ ‎вас ‎как‏ ‎общий ‎ход ‎тысячелетней ‎русской ‎истории,‏ ‎так‏ ‎и ‎отдельные‏ ‎детали ‎её‏ ‎поступательного ‎развития.

Буду ‎рад ‎вашим ‎отзывам‏ ‎и‏ ‎вдумчивым‏ ‎комментариям. ‎Почта‏ ‎для ‎связи‏ ‎с ‎теми,‏ ‎кто‏ ‎оформил ‎подписки‏ ‎на ‎книгу, ‎онлайн-общение ‎и ‎экскурсионные‏ ‎прогулки, ‎указана‏ ‎в‏ ‎контактах.


Читать: 16+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Москва: на пути к великому княжению

Наши крупнейшие историки не стеснялись признаться, что возвышение Москвы представляет собой историческую загадку.

Читать: 14+ мин
logo Русское тысячелетие

Удельная Русь (начало XIII–конец XV вв.)

Влияние ‎монголо-татарского‏ ‎нашествия ‎на ‎государственное ‎развитие ‎древней‏ ‎Руси

Монголо-татарское ‎нашествие‏ ‎на‏ ‎Русь ‎1237–1240 ‎гг.‏ ‎стало ‎всенародным‏ ‎бедствием, ‎а ‎для ‎многих‏ ‎русских‏ ‎княжеств ‎обернулось‏ ‎подлинной ‎государственной‏ ‎катастрофой. ‎Однако ‎в ‎целом ‎оно‏ ‎не‏ ‎привнесло ‎чего-то‏ ‎существенно ‎нового‏ ‎в ‎древнерусскую ‎политическую ‎жизнь, ‎а‏ ‎лишь‏ ‎ускорило‏ ‎те ‎внутренние‏ ‎процессы ‎распада‏ ‎древней ‎Руси,‏ ‎которые‏ ‎происходили ‎в‏ ‎XII-начале ‎XIII ‎вв. ‎в ‎связи‏ ‎с ‎установлением‏ ‎нового‏ ‎порядка ‎княжеского ‎владения‏ ‎(отчинное ‎право).

Восточная‏ ‎Европа ‎в ‎пер. ‎пол.‏ ‎XIV‏ ‎века

Влияние ‎монголо-татарского‏ ‎погрома ‎на‏ ‎эти ‎процессы ‎сказалось ‎в ‎четырех‏ ‎главных‏ ‎моментах:

1. Киевское ‎княжество,‏ ‎бывшее ‎средоточием‏ ‎княжеских ‎и ‎народных ‎отношений, ‎политических,‏ ‎экономических‏ ‎и‏ ‎церковных ‎интересов,‏ ‎в ‎продолжении‏ ‎XII–начале ‎XIII‏ ‎вв.‏ ‎постепенно ‎теряло‏ ‎свою ‎роль ‎общерусского ‎центра. ‎Теперь‏ ‎оно ‎окончательно‏ ‎пришло‏ ‎в ‎упадок. ‎Разгромленный‏ ‎татарами ‎Киев,‏ ‎матерь ‎городов ‎русских, ‎надолго‏ ‎превратился‏ ‎в ‎захолустный‏ ‎провинциальный ‎городок,‏ ‎еще ‎некоторое ‎время ‎сохранявший ‎общерусское‏ ‎значение‏ ‎только ‎как‏ ‎церковно-административный ‎центр‏ ‎(Киевская ‎митрополия). ‎Но ‎и ‎это‏ ‎значение‏ ‎Киев‏ ‎потерял ‎во‏ ‎второй ‎половине‏ ‎XIV ‎в.,‏ ‎после‏ ‎того, ‎как‏ ‎митрополичья ‎кафедра ‎утвердилась ‎в ‎Москве.‏ ‎Вместе ‎с‏ ‎былой‏ ‎славой ‎и ‎величием‏ ‎Киева ‎канула‏ ‎в ‎прошлое ‎целая ‎историческая‏ ‎эпоха‏ ‎— ‎эпоха‏ ‎Киевской ‎Руси.

2. Монголо-татарское‏ ‎нашествие ‎способствовало ‎дальнейшему ‎обособлению ‎древнерусских‏ ‎земель‏ ‎и ‎областей.‏ ‎Но ‎оно‏ ‎нарушило ‎естественный, ‎эволюционный ‎процесс ‎обособления‏ ‎и‏ ‎насильственно‏ ‎разорвало ‎Русь‏ ‎на ‎несколько‏ ‎обескровленных ‎частей.‏ ‎В‏ ‎XIII–XIV ‎вв.‏ ‎русский ‎северо-восток ‎и ‎юго-запад ‎окончательно‏ ‎обособляются ‎друг‏ ‎от‏ ‎друга. ‎Причем ‎южнорусские‏ ‎и ‎отчасти‏ ‎западнорусские ‎области ‎попадают ‎под‏ ‎сильное‏ ‎влияние ‎вначале‏ ‎Литвы, ‎а‏ ‎затем ‎и ‎Польши. ‎Единая ‎древнерусская‏ ‎народность‏ ‎разделяется ‎на‏ ‎три ‎ветви‏ ‎— ‎великорусов, ‎малороссов ‎и ‎белорусов.

3. Великокняжеский‏ ‎род,‏ ‎род‏ ‎Владимира ‎Святого‏ ‎и ‎Ярослава‏ ‎Мудрого, ‎объединявший‏ ‎Русскую‏ ‎землю ‎в‏ ‎нечто ‎похожее ‎на ‎политическое ‎целое,‏ ‎распался. ‎Старшие‏ ‎линии‏ ‎его ‎угасли ‎или‏ ‎захирели ‎и‏ ‎с ‎остатками ‎своих ‎прежних‏ ‎прадедовских‏ ‎владений ‎вошли‏ ‎в ‎состав‏ ‎Литовского ‎государства, ‎где ‎на ‎них‏ ‎легли‏ ‎новые ‎чуждые‏ ‎политические ‎отношения‏ ‎и ‎культурные ‎влияния. ‎Общего ‎дела,‏ ‎общих‏ ‎интересов‏ ‎между ‎ними‏ ‎не ‎стало.‏ ‎Прекратились ‎прежние‏ ‎фамильные‏ ‎счеты ‎и‏ ‎споры ‎о ‎старшинстве ‎и ‎очереди‏ ‎владения. ‎Руководить‏ ‎возрождением‏ ‎Руси ‎пришлось ‎трем‏ ‎младшим ‎отраслям‏ ‎русского ‎княжеского ‎рода ‎с‏ ‎померкшими‏ ‎родовыми ‎преданиями,‏ ‎с ‎прервавшимися‏ ‎родственными ‎связями. ‎Это ‎были ‎рязанские‏ ‎Ярославичи‏ ‎(потомки ‎Ярослава‏ ‎черниговского), ‎ростово-суздальские‏ ‎Всеволодовичи ‎(из ‎племени ‎Всеволода ‎III‏ ‎Большое‏ ‎Гнездо)‏ ‎и ‎ярославские‏ ‎Федоровичи ‎(из‏ ‎смоленской ‎ветви‏ ‎Мономахова‏ ‎рода). ‎Вот‏ ‎и ‎все, ‎что ‎осталось ‎на‏ ‎долю ‎верхневолжской‏ ‎Руси‏ ‎от ‎нескудного ‎потомства‏ ‎Ярослава ‎Мудрого.

4. Наконец,‏ ‎монголо-татарское ‎иго ‎ускорило ‎процесс‏ ‎оседания‏ ‎князей. ‎После‏ ‎военного ‎погрома‏ ‎князьям ‎пришлось ‎самим ‎восстанавливать ‎свои‏ ‎волости,‏ ‎созывать ‎население,‏ ‎отводить ‎ему‏ ‎земли, ‎определять ‎подати ‎и ‎повинности,‏ ‎открывать‏ ‎новые‏ ‎источники ‎доходов‏ ‎и ‎т.д.‏ ‎Другими ‎словами,‏ ‎князьям‏ ‎пришлось ‎быть‏ ‎не ‎только ‎правителями ‎общества, ‎но‏ ‎и ‎его‏ ‎создателями,‏ ‎организаторами ‎народного ‎труда,‏ ‎хозяевами. ‎При‏ ‎таких ‎условиях ‎князья ‎естественно‏ ‎должны‏ ‎были ‎дорожить‏ ‎своими ‎волостями,‏ ‎не ‎покидать ‎их ‎до ‎конца‏ ‎жизни‏ ‎и ‎передавать‏ ‎своим ‎детям.‏ ‎Затем, ‎ввиду ‎грозной ‎силы ‎и‏ ‎власти‏ ‎монгольских‏ ‎ханов ‎князья‏ ‎стали ‎инстинктивно‏ ‎держаться ‎того,‏ ‎чем‏ ‎уже ‎владели,‏ ‎так ‎как ‎всякие ‎расчеты ‎на‏ ‎новые ‎волости‏ ‎стали‏ ‎неверны: ‎тут ‎все‏ ‎зависело ‎от‏ ‎воли ‎и ‎расположения ‎хана.‏ ‎Да‏ ‎и ‎для‏ ‎самих ‎ханов‏ ‎прочное, ‎постоянное ‎княжеское ‎владение ‎было‏ ‎выгоднее,‏ ‎чем ‎беспрестанные‏ ‎передвижения ‎князей‏ ‎по ‎волостям, ‎так ‎как ‎давало‏ ‎им‏ ‎возможность‏ ‎легче ‎осуществлять‏ ‎свои ‎требования‏ ‎к ‎Руси.

При‏ ‎таких‏ ‎обстоятельствах ‎мало-помалу‏ ‎затихло ‎и, ‎наконец, ‎прекратилось ‎совершенно‏ ‎передвижение ‎князей‏ ‎со‏ ‎стола ‎на ‎стол.‏ ‎А ‎затем‏ ‎появилась ‎идея ‎удела, ‎то‏ ‎есть‏ ‎воззрение ‎на‏ ‎территорию ‎княжества‏ ‎со ‎всем ‎несвободным ‎населением ‎как‏ ‎на‏ ‎собственность ‎того‏ ‎или ‎иного‏ ‎князя, ‎которую ‎он ‎может ‎передавать‏ ‎по‏ ‎наследству‏ ‎и ‎отчуждать‏ ‎в ‎другие‏ ‎руки. ‎Старина‏ ‎сохранялась‏ ‎только ‎в‏ ‎отношении ‎к ‎главным ‎городам ‎областей,‏ ‎которые ‎вместе‏ ‎с‏ ‎некоторой ‎долей ‎власти‏ ‎над ‎младшими‏ ‎родичами ‎стали ‎передаваться ‎ханом‏ ‎в‏ ‎известной ‎очереди.‏ ‎Город ‎Владимир‏ ‎долго ‎был ‎для ‎суздальских ‎Всеволодовичей‏ ‎тем‏ ‎же, ‎чем‏ ‎был ‎Киев‏ ‎для ‎старых ‎Ярославичей ‎— ‎общим‏ ‎достоянием,‏ ‎владеемым‏ ‎по ‎очереди‏ ‎старшинства. ‎Но‏ ‎старшинство ‎и‏ ‎главный‏ ‎город ‎теперь‏ ‎добывались ‎князьями ‎только ‎в ‎придачу‏ ‎к ‎своему‏ ‎коренному‏ ‎владению, ‎уделу.

Так, ‎в‏ ‎условиях ‎политической‏ ‎зависимости ‎Руси ‎от ‎монголов‏ ‎закладывались‏ ‎основы ‎нового,‏ ‎удельного ‎порядка‏ ‎древнерусской ‎государственности, ‎который ‎просуществовал ‎до‏ ‎конца‏ ‎XV ‎в.

Удельный‏ ‎порядок

Удельный ‎порядок‏ ‎владения ‎— ‎основной ‎и ‎исходный‏ ‎факт,‏ ‎из‏ ‎которого ‎или‏ ‎под ‎действием‏ ‎которого ‎развиваются‏ ‎все‏ ‎дальнейшие ‎явления‏ ‎в ‎истории ‎Северо-Восточной ‎Руси. ‎Утверждение‏ ‎этого ‎порядка‏ ‎обозначилось‏ ‎двумя ‎признаками:

Во-первых, ‎прекращается‏ ‎владельческая ‎передвижка‏ ‎князей: ‎они ‎становятся ‎оседлыми‏ ‎владельцами,‏ ‎живут ‎и‏ ‎умирают ‎в‏ ‎своих ‎удельных ‎городах, ‎которых ‎не‏ ‎покидают‏ ‎даже ‎тогда,‏ ‎когда ‎по‏ ‎очереди ‎старшинства ‎занимают ‎великокняжеский ‎стол.

Во-вторых,‏ ‎изменяется‏ ‎порядок‏ ‎княжеского ‎наследования.‏ ‎В ‎старину,‏ ‎до ‎монголов,‏ ‎вся‏ ‎Русская ‎земля‏ ‎была ‎собственностью ‎великокняжеского ‎рода. ‎Князь‏ ‎не ‎мог‏ ‎передавать‏ ‎свои ‎волости ‎по‏ ‎личному ‎распоряжению‏ ‎даже ‎своему ‎сыну, ‎если‏ ‎она‏ ‎не ‎следовала‏ ‎ему ‎по‏ ‎очереди ‎старшинства. ‎Северо-восточный ‎князь ‎XIII–XIV‏ ‎вв.,‏ ‎постоянный ‎владелец‏ ‎своей ‎волости,‏ ‎передавал ‎ее ‎по ‎личному ‎распоряжению‏ ‎своим‏ ‎сыновьям‏ ‎и ‎за‏ ‎отсутствием ‎сыновей‏ ‎мог ‎отказать‏ ‎ее‏ ‎жене ‎или‏ ‎дочери ‎или ‎даже ‎дальнему ‎родичу‏ ‎не ‎в‏ ‎счет‏ ‎очереди.

Итак, ‎в ‎удельном‏ ‎порядке ‎носителем‏ ‎власти ‎является ‎лицо, ‎а‏ ‎не‏ ‎род, ‎княжеское‏ ‎владение ‎становится‏ ‎раздельным ‎и, ‎не ‎теряя ‎верховных‏ ‎прав,‏ ‎соединяется ‎с‏ ‎правами ‎частной‏ ‎личной ‎собственности.

Утверждение ‎удельного ‎порядка ‎коренным‏ ‎образом‏ ‎изменило‏ ‎весь ‎государственный‏ ‎быт ‎Северо-Восточной‏ ‎Руси.

1. Прежде ‎всего‏ ‎этот‏ ‎порядок ‎сопровождался‏ ‎все ‎усиливавшимся ‎дроблением ‎Северо-Восточной ‎Руси,‏ ‎постепенным ‎измельчанием‏ ‎уделов.‏ ‎Члены ‎княжеской ‎линии,‏ ‎слишком ‎размножавшейся,‏ ‎не ‎имели ‎возможности ‎занимать‏ ‎свободные‏ ‎столы ‎в‏ ‎других ‎княжествах,‏ ‎как ‎было ‎прежде, ‎и ‎должны‏ ‎были‏ ‎все ‎более‏ ‎дробить ‎наследственную‏ ‎вотчину. ‎В ‎некоторых ‎местах ‎княжеские‏ ‎уделы‏ ‎распались‏ ‎на ‎микроскопические‏ ‎доли. ‎Иной‏ ‎князь ‎мог‏ ‎обозреть‏ ‎свои ‎владения,‏ ‎взобравшись ‎на ‎колокольню.

2. В ‎отдельных ‎группах‏ ‎удельных ‎владений,‏ ‎принадлежавших‏ ‎отдельным ‎линиям ‎князей,‏ ‎появились ‎собственные‏ ‎великие ‎князья: ‎наряду ‎с‏ ‎великим‏ ‎князем ‎владимирским‏ ‎— ‎еще‏ ‎и ‎великие ‎князья ‎тверской, ‎нижегородский,‏ ‎ярославский,‏ ‎рязанский.

3. Подчинение ‎младших‏ ‎князей ‎великим‏ ‎князьям ‎ограничивалось ‎обязательным ‎союзом ‎против‏ ‎недругов,‏ ‎военной‏ ‎помощью, ‎взносом‏ ‎татарского ‎выхода‏ ‎(дани) ‎в‏ ‎великокняжескую‏ ‎казну. ‎Во‏ ‎всем ‎остальном ‎младшие ‎князья ‎совершенно‏ ‎свободны ‎и‏ ‎независимы.‏ ‎Договоры ‎с ‎великими‏ ‎князьями ‎гарантировали‏ ‎им ‎неприкосновенность ‎их ‎владений‏ ‎и‏ ‎полное ‎право‏ ‎распоряжаться ‎ими,‏ ‎не ‎порывая ‎только ‎их ‎связей‏ ‎с‏ ‎великим ‎княжением.‏ ‎«Тебе ‎знать‏ ‎свою ‎отчину, ‎а ‎мне ‎свою»‏ ‎—‏ ‎вот‏ ‎обычная ‎статья‏ ‎этих ‎договоров.‏ ‎Таким ‎образом‏ ‎младшие‏ ‎удельные ‎князья‏ ‎пользовались ‎полной ‎самостоятельностью ‎во ‎внутреннем‏ ‎управлении ‎своими‏ ‎княжествами.

4. Удельный‏ ‎порядок ‎княжеского ‎владения‏ ‎по ‎самому‏ ‎своему ‎существу ‎вносил ‎взаимное‏ ‎отчуждение‏ ‎в ‎среду‏ ‎князей, ‎какого‏ ‎не ‎существовало ‎среди ‎князей ‎старой‏ ‎Киевской‏ ‎Руси. ‎Счеты‏ ‎и ‎споры‏ ‎о ‎старшинстве, ‎о ‎порядке ‎владения‏ ‎по‏ ‎очереди‏ ‎старшинства ‎поддерживали‏ ‎тесную ‎солидарность‏ ‎между ‎старыми‏ ‎князьями:‏ ‎все ‎их‏ ‎отношения ‎держались ‎на ‎том, ‎как‏ ‎один ‎князь‏ ‎доводился‏ ‎другому. ‎Отсюда ‎их‏ ‎привычка ‎действовать‏ ‎сообща. ‎Среди ‎удельных ‎князей‏ ‎Северо-Восточной‏ ‎Руси, ‎напротив,‏ ‎никому ‎не‏ ‎было ‎дела ‎до ‎другого. ‎При‏ ‎раздельности‏ ‎владений ‎между‏ ‎ними ‎не‏ ‎могло ‎существовать ‎и ‎сильных ‎общих‏ ‎интересов.‏ ‎Каждый‏ ‎князь, ‎замкнувшись‏ ‎в ‎своей‏ ‎вотчине, ‎действовал‏ ‎только‏ ‎во ‎имя‏ ‎личных ‎выгод ‎и ‎интересов. ‎Это‏ ‎взаимное ‎разобщение‏ ‎удельных‏ ‎князей ‎делало ‎их‏ ‎неспособными ‎к‏ ‎дружным ‎и ‎сплоченным ‎политическим‏ ‎союзам.‏ ‎Княжеские ‎съезды‏ ‎в ‎XIII‏ ‎в. ‎становятся ‎редкостью ‎и ‎совершенно‏ ‎прекращаются‏ ‎в ‎XIV‏ ‎в. ‎Удельный‏ ‎порядок ‎был ‎причиной ‎упадка ‎земского‏ ‎сознания‏ ‎и‏ ‎нравственно-гражданского ‎чувства‏ ‎в ‎князьях,‏ ‎гасил ‎мысль‏ ‎о‏ ‎единстве ‎и‏ ‎цельности ‎Русской ‎земли. ‎Сам ‎этот‏ ‎термин ‎Русская‏ ‎земля‏ ‎редко ‎появляется ‎на‏ ‎страницах ‎летописей‏ ‎удельных ‎веков.

5. Вместе ‎с ‎владельческой‏ ‎замкнутостью‏ ‎князей ‎падает‏ ‎и ‎их‏ ‎политическое ‎значение. ‎В ‎Киевской ‎Руси‏ ‎князья‏ ‎пользовались ‎своими‏ ‎верховными ‎правами‏ ‎для ‎достижения ‎целей ‎общего ‎блага,‏ ‎для‏ ‎охраны‏ ‎общих ‎интересов‏ ‎и ‎общественного‏ ‎порядка. ‎Значение‏ ‎удельного‏ ‎государя ‎было‏ ‎иным. ‎Как ‎скоро ‎в ‎удельном‏ ‎обществе ‎исчезло‏ ‎понятие‏ ‎об ‎общем ‎благе,‏ ‎в ‎умах‏ ‎угасло ‎и ‎мысль ‎о‏ ‎государе,‏ ‎как ‎общеобязательной‏ ‎власти. ‎Удельное‏ ‎княжество ‎не ‎было ‎ни ‎родовым,‏ ‎ни‏ ‎поземельным ‎союзом.‏ ‎Это ‎было‏ ‎даже ‎не ‎общество, ‎а ‎случайное‏ ‎сборище‏ ‎людей,‏ ‎сошедшихся ‎на‏ ‎одной ‎территории,‏ ‎которым ‎сказали,‏ ‎что‏ ‎они ‎находятся‏ ‎во ‎владениях ‎такого-то ‎князя. ‎при‏ ‎отсутствии ‎общего,‏ ‎объединяющего‏ ‎интереса ‎князь, ‎переставая‏ ‎быть ‎государем,‏ ‎оставался ‎только ‎землевладельцем, ‎простым‏ ‎хозяином,‏ ‎а ‎население‏ ‎удела ‎превращалось‏ ‎во ‎временных ‎обывателей, ‎ничем, ‎кроме‏ ‎соседства,‏ ‎друг ‎с‏ ‎другом ‎не‏ ‎связанных. ‎К ‎территории ‎удельного ‎княжества‏ ‎привязаны‏ ‎были‏ ‎только ‎холопы‏ ‎князя: ‎свободные‏ ‎обыватели ‎имели‏ ‎лишь‏ ‎временные ‎личные‏ ‎связи ‎с ‎местным ‎князем.

Население ‎удельного‏ ‎княжества ‎распадалось‏ ‎на‏ ‎два ‎класса: ‎служилых‏ ‎и ‎черных‏ ‎людей.

Служилыми ‎людьми ‎были ‎бояре‏ ‎и‏ ‎слуги ‎вольные,‏ ‎состоявшие ‎на‏ ‎личной ‎службе ‎у ‎князя ‎по‏ ‎уговору‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Они ‎признавали‏ ‎его ‎власть ‎над ‎собою, ‎покуда‏ ‎ему‏ ‎служили.‏ ‎Но ‎каждый‏ ‎из ‎них‏ ‎мог ‎покинуть‏ ‎его‏ ‎и ‎перейти‏ ‎на ‎службу ‎к ‎другому ‎князю.‏ ‎Это ‎не‏ ‎считалось‏ ‎изменой. ‎В ‎понятии‏ ‎русских ‎людей‏ ‎того ‎времени ‎уделы ‎представлялись‏ ‎случайными‏ ‎частями ‎разбитого,‏ ‎но ‎еще‏ ‎не ‎забытого ‎целого. ‎Бродя ‎по‏ ‎ним‏ ‎население ‎мало‏ ‎затруднялось ‎их‏ ‎пределами, ‎потому ‎что ‎так ‎или‏ ‎иначе‏ ‎оставалось‏ ‎в ‎пределах‏ ‎Русской ‎земли,‏ ‎под ‎властью‏ ‎все‏ ‎тех ‎же‏ ‎русских ‎князей. ‎Поговорка: ‎«В ‎Русской‏ ‎земле ‎путь‏ ‎чист,‏ ‎без ‎рубежа». ‎Князья‏ ‎долго ‎не‏ ‎решались ‎посягать ‎на ‎этот‏ ‎обычай‏ ‎переезда. ‎Покинув‏ ‎князя, ‎вольные‏ ‎слуги ‎сохраняли ‎даже ‎свои ‎права‏ ‎на‏ ‎земли, ‎приобретенные‏ ‎ими ‎в‏ ‎покинутом ‎княжестве.

В ‎таком ‎же ‎положении‏ ‎к‏ ‎удельному‏ ‎князю ‎стояли‏ ‎и ‎черные‏ ‎люди ‎—‏ ‎податное‏ ‎население. ‎Только‏ ‎вместо ‎лично-служебных ‎они ‎вступали ‎в‏ ‎лично-поземельные ‎отношения‏ ‎с‏ ‎князем. ‎Черный ‎человек,‏ ‎городской ‎или‏ ‎сельский, ‎признавал ‎власть ‎князя,‏ ‎платил‏ ‎ему ‎дань,‏ ‎подчинялся ‎его‏ ‎юрисдикции, ‎только ‎пока ‎пользовался ‎его‏ ‎землей.‏ ‎Но ‎и‏ ‎он ‎мог‏ ‎перейти ‎в ‎другое ‎княжество, ‎когда‏ ‎находил‏ ‎местные‏ ‎условия ‎пользования‏ ‎землей ‎неудобными,‏ ‎и ‎тогда‏ ‎разрывались‏ ‎все ‎его‏ ‎прежние ‎связи ‎с ‎прежним ‎князем.‏ ‎Значит, ‎как‏ ‎служилой‏ ‎человек ‎был ‎военно-наемным‏ ‎слугой ‎князя,‏ ‎так ‎черный ‎человек ‎был‏ ‎тяглым‏ ‎съемщиком ‎его‏ ‎земли.

Можно ‎понять,‏ ‎какое ‎значение ‎получал ‎удельный ‎князь‏ ‎при‏ ‎таких ‎отношениях.‏ ‎В ‎своем‏ ‎уделе ‎он ‎был ‎собственно ‎не‏ ‎правитель,‏ ‎а‏ ‎владелец: ‎его‏ ‎княжество ‎было‏ ‎для ‎него‏ ‎не‏ ‎обществом, ‎а‏ ‎хозяйством. ‎Он ‎не ‎правил ‎им,‏ ‎а ‎эксплуатировал,‏ ‎разрабатывал‏ ‎его. ‎Он ‎считал‏ ‎себя ‎собственником‏ ‎только ‎территории ‎с ‎ее‏ ‎хозяйственными‏ ‎угодьями. ‎Свободные‏ ‎люди ‎не‏ ‎входили ‎юридически ‎в ‎состав ‎этой‏ ‎собственности.‏ ‎Служилой ‎и‏ ‎черный ‎человек‏ ‎не ‎был ‎политической ‎единицей ‎в‏ ‎обществе,‏ ‎а‏ ‎лишь ‎экономической‏ ‎случайностью. ‎Князь‏ ‎не ‎видел‏ ‎в‏ ‎нем ‎своего‏ ‎подданного ‎в ‎нашем ‎смысле ‎слова‏ ‎и ‎себя‏ ‎не‏ ‎считал ‎государем ‎в‏ ‎этом ‎отношении.‏ ‎Словом ‎государь ‎выражалось ‎тогда‏ ‎личная‏ ‎власть ‎свободного‏ ‎человека ‎(в‏ ‎том ‎числе ‎князя) ‎над ‎несвободным,‏ ‎над‏ ‎холопом, ‎и‏ ‎удельный ‎князь‏ ‎считал ‎себя ‎государем ‎только ‎для‏ ‎своей‏ ‎челяди,‏ ‎какая ‎была‏ ‎и ‎у‏ ‎частных ‎землевладельцев,‏ ‎бояр.‏ ‎Политический, ‎государственный‏ ‎дух ‎управления ‎в ‎удельных ‎княжествах‏ ‎почти ‎выветрился‏ ‎или‏ ‎почти ‎полностью ‎слился‏ ‎с ‎частным‏ ‎правом.

Но ‎удельный ‎князь ‎все-таки‏ ‎не‏ ‎был ‎простым‏ ‎землевладельцем. ‎Державные‏ ‎права ‎так ‎или ‎иначе ‎оставались‏ ‎за‏ ‎удельным ‎князем,‏ ‎только ‎он‏ ‎пользовался ‎ими ‎по-удельному. ‎Они ‎не‏ ‎вытекали‏ ‎из‏ ‎его ‎права‏ ‎собственности ‎на‏ ‎удел, ‎они‏ ‎достались‏ ‎удельному ‎князю‏ ‎по ‎наследству ‎от ‎прежних ‎князей.‏ ‎Династические ‎права‏ ‎князей‏ ‎уже ‎получили ‎значение‏ ‎политического ‎обычая,‏ ‎вошли ‎в ‎народное ‎сознание.‏ ‎Изменилось‏ ‎только ‎их‏ ‎значение ‎и‏ ‎народный ‎взгляд ‎на ‎них. ‎Удельного‏ ‎князя‏ ‎признавали ‎носителем‏ ‎верховной ‎власти‏ ‎по ‎происхождению, ‎потому ‎что ‎он‏ ‎князь.‏ ‎Но‏ ‎его ‎право‏ ‎на ‎удельный‏ ‎стол ‎опиралось‏ ‎исключительно‏ ‎на ‎право‏ ‎частного ‎владения, ‎а ‎не ‎принадлежности‏ ‎к ‎княжескому‏ ‎роду,‏ ‎как ‎прежде. ‎Верховные‏ ‎права ‎удельного‏ ‎князя ‎рассматривались ‎как ‎доходные‏ ‎статьи‏ ‎его ‎вотчинного‏ ‎хозяйства. ‎Правительственные‏ ‎должности ‎отдавались ‎во ‎временное ‎владение,‏ ‎в‏ ‎кормление ‎или‏ ‎на ‎откуп,‏ ‎продавались. ‎В ‎этом ‎отношении ‎должность‏ ‎судьи‏ ‎сельской‏ ‎волости ‎ничем‏ ‎не ‎отличалась‏ ‎от ‎должности‏ ‎заведующего‏ ‎дворцовой ‎рыбной‏ ‎ловлей.

6. В ‎удельных ‎княжествах ‎возникали ‎отношения,‏ ‎напоминающие ‎феодальные‏ ‎порядки.‏ ‎Но ‎это ‎—‏ ‎явления ‎не‏ ‎сходные, ‎а ‎только ‎параллельные.‏ ‎В‏ ‎отношениях ‎князя‏ ‎с ‎боярами‏ ‎и ‎вольными ‎слугами ‎недоставало ‎двух‏ ‎основных‏ ‎феодальных ‎особенностей:‏ ‎1) ‎соединения‏ ‎служебных ‎отношений ‎с ‎поземельными ‎и‏ ‎2)‏ ‎наследственности‏ ‎тех ‎и‏ ‎других. ‎В‏ ‎уделах ‎поземельные‏ ‎отношения‏ ‎строго ‎отделялись‏ ‎от ‎служебных. ‎Служа ‎в ‎одном‏ ‎месте, ‎боярин‏ ‎мог‏ ‎иметь ‎вотчины ‎в‏ ‎другом. ‎Феодальный‏ ‎момент ‎можно ‎заметить ‎разве‏ ‎только‏ ‎в ‎юридическом‏ ‎значении ‎самого‏ ‎удельного ‎князя, ‎соединявшего ‎в ‎своем‏ ‎лице‏ ‎государя ‎и‏ ‎верховного ‎собственника‏ ‎земли. ‎В ‎этом ‎он ‎похож‏ ‎на‏ ‎западноевропейского‏ ‎сеньора, ‎но‏ ‎его ‎бояре‏ ‎и ‎вольные‏ ‎слуги‏ ‎совсем ‎не‏ ‎вассалы.

7. Вместе ‎с ‎превращением ‎земли ‎в‏ ‎частную ‎собственность‏ ‎князя,‏ ‎пришло ‎в ‎упадок‏ ‎вечевое ‎самоуправление.‏ ‎Городские ‎веча ‎стали ‎собираться‏ ‎только‏ ‎в ‎исключительных‏ ‎случаях, ‎и‏ ‎притом ‎в ‎виде ‎мятежа. ‎Из‏ ‎двух‏ ‎сил, ‎руководивших‏ ‎обществом ‎в‏ ‎Киевской ‎Руси, ‎— ‎князя ‎и‏ ‎общинного‏ ‎самоуправления‏ ‎— ‎осталась‏ ‎одна: ‎князь.‏ ‎Этот ‎князь,‏ ‎если‏ ‎и ‎делил‏ ‎свою ‎власть, ‎то ‎не ‎с‏ ‎обществом, ‎не‏ ‎с‏ ‎миром ‎в ‎целом,‏ ‎а ‎с‏ ‎отдельными ‎землевладельцами-боярами ‎и ‎церковью,‏ ‎которым‏ ‎он ‎уступал‏ ‎право ‎дани‏ ‎и ‎суда.

Использованы ‎материалы:

Ключевский ‎В.О. ‎Курс‏ ‎лекций‏ ‎по ‎русской‏ ‎истории.

Платонов ‎С.Ф.‏ ‎Полный ‎курс ‎лекций ‎по ‎русской‏ ‎истории

Читать: 21+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Русь и Орда. Часть 2

Борьба с Ордой распахнула перед Русью двери в Азию и превратила её в многонациональную Россию.

Читать: 22+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Русь и Орда. Часть 1

Иго не только создавало препятствия на пути развития русской государственности, но и оказывало негативное воздействие на психологию народа.

Читать: 31+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Монгольское разорение

Если бы Русь объединилась, то она могла бы выставить не меньшую силу. Но русские князья предпочли наблюдать за бедой каждый из своего угла.

Читать: 11+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Монгольское нашествие: прелюдия

Сражение на реке Калке возвестило о том, что ожидает Русь в самом скором времени.

Читать: 31+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Первые князья Великороссии

Познакомимся с теми правителями, которые превратили бывшее северо-восточное захолустье Русской земли в сильнейшее княжество.

Читать: 23+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Новый баланс сил. Возвышение Ростово-Суздальской земли

С середины XII века мы можем наблюдать рождение нового государственного центра Руси — Ростово-Суздальской земли.

Читать: 41+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Эпоха междоусобиц. Часть 2

Главным содержанием периода «раздробленности» были не хаотические княжеские склоки, а поиски путей восстановления нарушенного равновесия.

Читать: 8+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Эпоха междоусобиц. Лествичное право

Естественная эволюция княжеских отношений привела в конце концов к падению общерусской великокняжеской власти.

Читать: 16+ мин
logo Русское тысячелетие

Охота на тура в древней Руси

Разнообразию ‎мясного‏ ‎рациона ‎людей ‎древней ‎Руси ‎мог‏ ‎бы ‎позавидовать‏ ‎современный‏ ‎ресторатор. ‎Леса ‎и‏ ‎степи ‎Восточной‏ ‎Европы ‎изобиловали ‎дикими ‎животными‏ ‎и‏ ‎птицами. ‎Медведи‏ ‎водились ‎не‏ ‎только ‎в ‎чащобах, ‎но ‎и‏ ‎в‏ ‎лесо-степной ‎полосе,‏ ‎намного ‎южнее‏ ‎Киева. ‎Повсеместно ‎в ‎большом ‎количестве‏ ‎встречались‏ ‎лоси,‏ ‎зубры, ‎дикие‏ ‎лошади ‎(тарпаны),‏ ‎олени, ‎дикие‏ ‎ослы,‏ ‎кабаны, ‎дикие‏ ‎козлы, ‎косули, ‎сайгаки, ‎зайцы, ‎тетерева,‏ ‎куропатки, ‎дрофы,‏ ‎утки.‏ ‎Русская ‎земля ‎была‏ ‎столь ‎богата‏ ‎зверем, ‎что ‎людям ‎той‏ ‎эпохи‏ ‎казалось, ‎будто‏ ‎животные ‎сходят‏ ‎на ‎землю ‎вместе ‎с ‎дождем.‏ ‎Ипатьевская‏ ‎летопись ‎под‏ ‎1114 ‎годом‏ ‎донесла ‎до ‎нас ‎предание ‎о‏ ‎двух‏ ‎таких‏ ‎чудо-тучах: ‎из‏ ‎одной ‎из‏ ‎них ‎на‏ ‎землю‏ ‎сыпались ‎белки,‏ ‎а ‎из ‎другой ‎— ‎«оленци‏ ‎малы». ‎Даже‏ ‎несколько‏ ‎столетий ‎спустя, ‎в‏ ‎середине ‎XVI‏ ‎века, ‎путешественник ‎Михалон ‎Литвин‏ ‎в‏ ‎своих ‎«Путевых‏ ‎Записках» ‎запишет,‏ ‎что ‎зверей ‎на ‎Руси ‎«такое‏ ‎множество,‏ ‎что ‎дикие‏ ‎волы, ‎дикие‏ ‎ослы ‎и ‎олени ‎убиваются ‎только‏ ‎для‏ ‎кожи,‏ ‎а ‎мясо‏ ‎бросается, ‎кроме‏ ‎филейных ‎частей.‏ ‎Коз‏ ‎и ‎кабанов‏ ‎оставляют ‎без ‎внимания. ‎Газелей ‎так‏ ‎много ‎перебегает‏ ‎зимой‏ ‎из ‎степей ‎в‏ ‎леса, ‎а‏ ‎летом ‎из ‎лесов ‎в‏ ‎степи,‏ ‎что ‎каждый‏ ‎крестьянин ‎убивает‏ ‎тысячи. ‎На ‎берегах ‎живет ‎множество‏ ‎бобров.‏ ‎Птиц ‎удивительно‏ ‎много, ‎так‏ ‎что ‎мальчики ‎весной ‎наполняют ‎лодки‏ ‎яйцами‏ ‎уток,‏ ‎диких ‎гусей,‏ ‎лебедей ‎и‏ ‎журавлей, ‎а‏ ‎потом‏ ‎их ‎выводками‏ ‎наполняются ‎птичьи ‎дворы».

Не ‎удивительно, ‎что‏ ‎охота ‎занимала‏ ‎чрезвычайно‏ ‎важное ‎место ‎в‏ ‎хозяйственном ‎укладе.‏ ‎По ‎археологическим ‎данным, ‎даже‏ ‎в‏ ‎земледельческих ‎поселениях‏ ‎славян ‎Среднего‏ ‎Поднепровья ‎(Киев, ‎Чернигов, ‎Переяславль) ‎40‏ ‎%‏ ‎всех ‎найденных‏ ‎костей, ‎принадлежало‏ ‎диким ‎животным.

В ‎языческом ‎обществе ‎охота‏ ‎носила‏ ‎отпечаток‏ ‎ритуально-магического ‎действа.‏ ‎Образ ‎охотника-волхва,‏ ‎слившегося ‎с‏ ‎природой‏ ‎в ‎акте‏ ‎оборотничества, ‎запечатлен ‎в ‎былине, ‎или,‏ ‎скорее, ‎охотничьей‏ ‎поэме‏ ‎о ‎Вольге ‎Святославиче‏ ‎(Волхе ‎Всеславьиче),‏ ‎который ‎умеет, ‎«повернувшись ‎зверем»,‏ ‎«заворачивать»‏ ‎в ‎силки‏ ‎куниц, ‎лисиц,‏ ‎черных ‎соболей, ‎«поскакучих ‎зайчиков ‎и‏ ‎малых‏ ‎горностаюшков», ‎а‏ ‎также, ‎приняв‏ ‎птичий ‎облик, ‎ловить ‎гусей, ‎лебедей,‏ ‎«ясных‏ ‎соколов‏ ‎и ‎малую‏ ‎птицу-пташицу». ‎

Сакральный‏ ‎характер ‎имела‏ ‎и‏ ‎охота ‎на‏ ‎тура ‎— ‎самого ‎крупного ‎и‏ ‎опасного ‎животного‏ ‎Восточноевропейской‏ ‎равнины. ‎Тур ‎считался‏ ‎священным ‎животным‏ ‎практически ‎у ‎всех ‎племен‏ ‎и‏ ‎народов, ‎которые‏ ‎расселились ‎в‏ ‎ареале ‎его ‎обитания. ‎Сакральным ‎«сердцем»‏ ‎минойской‏ ‎цивилизации ‎была‏ ‎тавроката́псия ‎(ταυροκαθάψια)‏ ‎— ‎ритуальные ‎прыжки ‎через ‎быка.‏ ‎Отголоском‏ ‎«священных‏ ‎игр» ‎с‏ ‎быком-туром ‎является‏ ‎испанская ‎коррида,‏ ‎дожившая‏ ‎до ‎наших‏ ‎дней.

 «Родиной» ‎туров, ‎по ‎всей ‎видимости,‏ ‎является ‎Северная‏ ‎Африка‏ ‎— ‎там ‎они‏ ‎водились ‎уже‏ ‎в ‎эпоху ‎палеолита. ‎Примерно‏ ‎тогда‏ ‎же ‎их‏ ‎присутствие ‎отмечено‏ ‎и ‎в ‎Европе. ‎Мы ‎знаем‏ ‎об‏ ‎этом ‎по‏ ‎наскальным ‎рисункам‏ ‎из ‎палеолитических ‎пещер ‎Испании, ‎Франции,‏ ‎Италии.‏ ‎В‏ ‎изображениях ‎туров,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎подчеркнуты ‎их‏ ‎мощь,‏ ‎выдающаяся ‎холка‏ ‎и ‎угрожающе ‎направленные ‎вперед ‎рога.

Наскальное‏ ‎изображения ‎тура

Игры‏ ‎с‏ ‎быком ‎на ‎Крите.‏ ‎Микенский ‎период

Судя‏ ‎по ‎найденным ‎останкам, ‎туры‏ ‎достигали‏ ‎180–190 ‎см‏ ‎в ‎холке,‏ ‎голова ‎крупного ‎тура ‎весила ‎34‏ ‎кг,‏ ‎а ‎отдельно‏ ‎рога ‎—‏ ‎14 ‎кг. ‎Настоящая ‎боевая ‎машина‏ ‎из‏ ‎мяса,‏ ‎костей ‎и‏ ‎жесткой ‎косматой‏ ‎шерсти. ‎

Подробные‏ ‎месопотамские‏ ‎изображения ‎сцен‏ ‎царской ‎охоты ‎на ‎туров ‎позволяют‏ ‎восстановить ‎все‏ ‎этапы‏ ‎этого ‎крайне ‎рискованного‏ ‎предприятия. ‎Вот‏ ‎охотники ‎делятся ‎на ‎две‏ ‎группы.‏ ‎Первая ‎располагается‏ ‎двумя ‎цепями‏ ‎по ‎сторонам ‎стада, ‎замыкаясь ‎позади‏ ‎полукругом.‏ ‎По ‎условному‏ ‎сигналу ‎эти‏ ‎ловцы ‎с ‎криком ‎выскакивают ‎из‏ ‎засады,‏ ‎пытаясь‏ ‎направить ‎туров‏ ‎к ‎месту,‏ ‎где ‎добычу‏ ‎ожидает‏ ‎вторая ‎группа‏ ‎— ‎царь ‎со ‎своими ‎гостями‏ ‎и ‎слугами.‏ ‎Туры‏ ‎некоторое ‎время ‎колеблются,‏ ‎выжидают. ‎Один‏ ‎из ‎них, ‎огромного ‎размера‏ ‎и‏ ‎грозного ‎вида,‏ ‎опустив ‎голову,‏ ‎бросается ‎на ‎ближайшего ‎всадника ‎так‏ ‎стремительно,‏ ‎что ‎тот‏ ‎не ‎успевает‏ ‎увернуться. ‎Одним ‎махом ‎страшных ‎рогов‏ ‎тур‏ ‎подбрасывает‏ ‎в ‎воздух‏ ‎лошадь ‎вместе‏ ‎с ‎седоком,‏ ‎словно‏ ‎охапку ‎сена,‏ ‎и ‎галопом ‎устремляется ‎по ‎направлению‏ ‎к ‎горам.‏ ‎Никто‏ ‎не ‎отваживается ‎его‏ ‎преследовать. ‎Остальные‏ ‎туры ‎бросаются ‎врассыпную, ‎но‏ ‎натыкаются‏ ‎на ‎охотников.‏ ‎Начинается ‎истребление‏ ‎взрослых ‎особей. ‎Животных ‎разят ‎всеми‏ ‎видами‏ ‎оружия ‎—‏ ‎стрелами, ‎копьями,‏ ‎мечами. ‎Царь, ‎как ‎и ‎положено,‏ ‎верхом‏ ‎преследует‏ ‎самого ‎крупного‏ ‎зверя, ‎догоняет‏ ‎его ‎и‏ ‎на‏ ‎всем ‎скаку,‏ ‎схватив ‎его ‎за ‎рог, ‎вонзает‏ ‎кинжал ‎в‏ ‎загривок.‏ ‎Огромная ‎туша ‎валится‏ ‎с ‎ног,‏ ‎как ‎подкошенная… ‎

У ‎убитых‏ ‎на‏ ‎охоте ‎животных‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎сдиралась ‎шкура, ‎вырезалась ‎печень ‎и‏ ‎лучшие‏ ‎мясные ‎части.‏ ‎Телят ‎угоняли‏ ‎домой, ‎где ‎либо ‎забивали, ‎либо‏ ‎выращивали.

О‏ ‎европейских‏ ‎турах ‎первыми‏ ‎упоминают ‎древнеримские‏ ‎писатели ‎—‏ ‎Страбон,‏ ‎Варрон, ‎Виргилий‏ ‎и ‎другие. ‎Павсаний ‎оставил ‎описание‏ ‎охоты ‎на‏ ‎туров‏ ‎в ‎Греции: ‎всадники‏ ‎загоняли ‎животных‏ ‎в ‎заранее ‎приготовленные ‎ямы,‏ ‎перед‏ ‎которыми ‎расстилались‏ ‎намасленные ‎воловьи‏ ‎кожи ‎— ‎поскользнувшись ‎на ‎них,‏ ‎туры‏ ‎скатывались ‎на‏ ‎дно ‎ловушки.‏ ‎

Юлий ‎Цезарь ‎в ‎«Записках ‎о‏ ‎Галльской‏ ‎войне»‏ ‎привел ‎первое‏ ‎свидетельство ‎об‏ ‎охоте ‎на‏ ‎туров‏ ‎в ‎Западной‏ ‎Европе. ‎«По ‎величине, ‎— ‎пишет‏ ‎он, ‎—‏ ‎они‏ ‎немного ‎уступают ‎слонам;‏ ‎по ‎фигуре‏ ‎похожи ‎на ‎наших ‎коров‏ ‎и‏ ‎быков».

По ‎сведениям‏ ‎Плиния, ‎варвары,‏ ‎обитавшие ‎за ‎Дунаем, ‎пили ‎хмельные‏ ‎напитки‏ ‎из ‎турьих‏ ‎рогов. ‎Тацит‏ ‎писал ‎о ‎турах, ‎выступавших ‎на‏ ‎цирковой‏ ‎арене‏ ‎в ‎сражениях‏ ‎с ‎гладиаторами.

В‏ ‎эпоху ‎раннего‏ ‎средневековья‏ ‎охота ‎на‏ ‎туров ‎порой ‎выливалась ‎в ‎грандиозную‏ ‎бойню. ‎Так,‏ ‎Карл‏ ‎Великий ‎устроил ‎в‏ ‎честь ‎прибывших‏ ‎к ‎нему ‎багдадских ‎послов‏ ‎невиданную‏ ‎по ‎масштабам‏ ‎облаву ‎на‏ ‎туров. ‎Однако ‎гости ‎пустились ‎в‏ ‎бегство,‏ ‎как ‎только‏ ‎увидели ‎косматых‏ ‎чудищ. ‎Карл ‎же, ‎привычный ‎к‏ ‎такого‏ ‎рода‏ ‎развлечениям, ‎повеселился‏ ‎на ‎славу.‏ ‎Животных ‎гнали‏ ‎на‏ ‎огромное ‎расстояние‏ ‎и ‎убивали ‎сотнями. ‎В ‎схватке‏ ‎с ‎одним‏ ‎туром‏ ‎король ‎франков ‎едва‏ ‎не ‎погиб:‏ ‎удара ‎кинжалом ‎в ‎затылок‏ ‎оказалось‏ ‎мало ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎умертвить ‎зверя, ‎и ‎рассвирепевшее ‎животное‏ ‎рогом‏ ‎разодрало ‎царственному‏ ‎охотнику ‎ногу.

Туры‏ ‎водились ‎во ‎множестве ‎и ‎в‏ ‎древней‏ ‎Руси.‏ ‎Об ‎этом‏ ‎напоминают ‎многочисленные‏ ‎названия ‎городов,‏ ‎местечек,‏ ‎водоемов ‎—‏ ‎города ‎Туров ‎(столица ‎Туровского ‎княжества‏ ‎на ‎территории‏ ‎современной‏ ‎Белоруссии) ‎и ‎Турово‏ ‎(в ‎современной‏ ‎Тверской ‎области), ‎Тур-озеро ‎(в‏ ‎Курской‏ ‎области), ‎Туровский‏ ‎лес ‎(в‏ ‎Рязанской ‎области), ‎Турьи ‎горы ‎в‏ ‎Волынской‏ ‎земли ‎и‏ ‎т. ‎д.‏ ‎Все ‎эти ‎названия ‎восходят ‎к‏ ‎X—XII‏ ‎векам.

Древнерусская‏ ‎литература ‎и‏ ‎народные ‎предания‏ ‎тоже ‎хорошо‏ ‎запомнили‏ ‎этих ‎могучих‏ ‎животных. ‎Во ‎многих ‎местах ‎в‏ ‎былинах ‎подчеркивалась‏ ‎мощь‏ ‎и ‎свирепость ‎туров,‏ ‎невероятная ‎сила‏ ‎их ‎яростного ‎рева, ‎наводящего‏ ‎ужас‏ ‎на ‎людей‏ ‎и ‎животных:

«Зашипел‏ ‎злодей ‎по ‎змеиному ‎

Он ‎втретье‏ ‎зрявкнул‏ ‎по ‎туриному.‏ ‎

Триста ‎жеребцов‏ ‎испугалися, ‎

С ‎княжеского ‎двора ‎разбежалися».‏ ‎

Отважных‏ ‎и‏ ‎сильных ‎воинов‏ ‎уподобляли ‎турам:‏ ‎«буй-тур», ‎«яр-тур‏ ‎Всеволод»‏ ‎(в ‎«Слове‏ ‎о ‎полку ‎Игореве»).

От ‎слова ‎«тур»‏ ‎образовались ‎некоторые‏ ‎слова:‏ ‎туриться, ‎вытурить, ‎турнуть,‏ ‎а ‎также‏ ‎поговорки, ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎имеющие‏ ‎хождение ‎на‏ ‎Украине: ‎«У‏ ‎него ‎натура ‎як ‎у ‎тура»,‏ ‎«Сидит‏ ‎як ‎тур‏ ‎в ‎горах»‏ ‎и ‎др. ‎

Первые ‎русские ‎князья‏ ‎были‏ ‎завзятыми‏ ‎охотниками. ‎Можно‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎когда ‎они‏ ‎не‏ ‎воевали, ‎то‏ ‎— ‎охотились. ‎Охота ‎считалась ‎делом,‏ ‎подобающим ‎знатному‏ ‎человеку.‏ ‎Этому ‎занятию ‎с‏ ‎увлечением ‎предавалась‏ ‎даже ‎княгиня ‎Ольга. ‎Охотничьи‏ ‎угодья‏ ‎занимали ‎по‏ ‎своему ‎значению‏ ‎едва ‎ли ‎не ‎первое ‎место‏ ‎в‏ ‎реестре ‎княжеских‏ ‎земель. ‎Одними‏ ‎из ‎самых ‎приближенных ‎к ‎князю‏ ‎людей‏ ‎были‏ ‎ловчие ‎(от‏ ‎древнерусского ‎«ловы»‏ ‎— ‎охота,‏ ‎«деять‏ ‎ловы» ‎—‏ ‎охотиться). ‎Нередко ‎князья ‎развлекались ‎охотой‏ ‎в ‎военных‏ ‎походах.‏ ‎О ‎Святославе ‎Игоревиче‏ ‎(942?—971) ‎летописец‏ ‎сообщает, ‎что ‎он ‎не‏ ‎брал‏ ‎с ‎собой‏ ‎на ‎войну‏ ‎обоза ‎с ‎продовольствием, ‎«но ‎потонку‏ ‎изрезав‏ ‎конину ‎ли,‏ ‎зверицу ‎ли...‏ ‎на ‎углех ‎испек ‎ядаше».

Сцены ‎княжеской‏ ‎охоты‏ ‎не‏ ‎стеснялись ‎изображать‏ ‎даже ‎в‏ ‎церквях. ‎Таковы,‏ ‎например,‏ ‎древние ‎фрески‏ ‎собора ‎Святой ‎Софии ‎в ‎Киеве,‏ ‎где ‎мы‏ ‎видим‏ ‎охотника, ‎целящегося ‎из‏ ‎лука ‎в‏ ‎белку, ‎притаившуюся ‎в ‎ветвях‏ ‎дерева;‏ ‎всадника, ‎который‏ ‎поражает ‎копьем‏ ‎напавшего ‎на ‎него ‎волка; ‎охотничью‏ ‎собаку,‏ ‎выследившую ‎кабана;‏ ‎медведя, ‎дерущего‏ ‎когтями ‎круп ‎лошади, ‎в ‎то‏ ‎время‏ ‎как‏ ‎сидящий ‎на‏ ‎ней ‎охотник‏ ‎вонзает ‎ему‏ ‎в‏ ‎шею ‎копье‏ ‎и ‎т. ‎п.

Сцены ‎охоты ‎на‏ ‎фресках ‎в‏ ‎соборе‏ ‎Святой ‎Софии. ‎Киев.‏ ‎Сер. ‎XI‏ ‎в.

По ‎былинному ‎сказанию, ‎ловчие‏ ‎князя‏ ‎Владимира ‎Красное‏ ‎Солнышко ‎добывали‏ ‎к ‎его ‎столу ‎гусей, ‎лебедей,‏ ‎перелетных‏ ‎серых ‎уточек.‏ ‎Пировали ‎в‏ ‎княжеской ‎гриднице, ‎стены ‎которой ‎обиты‏ ‎седыми‏ ‎бобрами,‏ ‎потолок ‎—‏ ‎черными ‎соболями.‏ ‎Своим ‎гостям,‏ ‎русским‏ ‎богатырям, ‎князь‏ ‎подносил ‎зелено ‎вино ‎чарами ‎в‏ ‎полтора ‎ведра‏ ‎и‏ ‎сладкий ‎мед ‎из‏ ‎турьих ‎рогов‏ ‎в ‎полтретья ‎ведра.

В ‎языческом‏ ‎обществе‏ ‎турьи ‎рога‏ ‎были ‎ритуальным,‏ ‎священным ‎предметом, ‎олицетворявшим ‎благоденствие ‎("рог‏ ‎изобилия").‏ ‎Известно, ‎что‏ ‎четырехликий ‎идол‏ ‎верховного ‎бога ‎поморских ‎славян ‎Святовита‏ ‎в‏ ‎правой‏ ‎руке ‎держал‏ ‎турий ‎рог,‏ ‎наполненный ‎священным‏ ‎хмельным‏ ‎напитком. ‎Перед‏ ‎началом ‎дружинного ‎пира ‎из ‎турьего‏ ‎рога ‎делалось‏ ‎ритуальное‏ ‎возлияние ‎богам, ‎сопровождаемое‏ ‎общей ‎молитвой.‏ ‎Турий ‎рог, ‎наполненный ‎медом,‏ ‎пивом‏ ‎или ‎вином,‏ ‎пускали ‎по‏ ‎кругу ‎как ‎братину, ‎магически ‎скреплявшую‏ ‎воинский‏ ‎союз. ‎Два‏ ‎такие ‎культовых‏ ‎рога, ‎окованных ‎изумительной ‎серебряной ‎чеканкой‏ ‎с‏ ‎позолотой,‏ ‎обнаружены ‎в‏ ‎«княжеском» ‎кургане‏ ‎Черная ‎могила‏ ‎под‏ ‎Черниговом ‎(середина‏ ‎Х ‎века).

Турьи ‎рога ‎из ‎«княжеского»‏ ‎захоронения. ‎Курган‏ ‎Черная‏ ‎могила. ‎Сер. ‎Х‏ ‎в.

Одним ‎из‏ ‎самых ‎страстных ‎охотников ‎в‏ ‎древней‏ ‎Руси ‎был‏ ‎князь ‎Владимир‏ ‎Мономах ‎(1053–1125). ‎В ‎своем ‎«Поучении‏ ‎сыновьям»‏ ‎он ‎вспоминает:‏ ‎«Два ‎тура‏ ‎метали ‎меня ‎рогами ‎вместе ‎с‏ ‎конем,‏ ‎олень‏ ‎меня ‎бодал,‏ ‎а ‎из‏ ‎двух ‎лосей‏ ‎один‏ ‎ногами ‎топтал,‏ ‎другой ‎рогами ‎бодал. ‎Кабан ‎у‏ ‎меня ‎на‏ ‎бедре‏ ‎меч ‎оторвал, ‎медведь‏ ‎мне ‎колено‏ ‎укусил, ‎лютый ‎зверь ‎(волк‏ ‎или‏ ‎барс. ‎—‏ ‎С. ‎Ц.)‏ ‎вскочил ‎мне ‎на ‎бедра ‎и‏ ‎коня‏ ‎со ‎мною‏ ‎опрокинул. ‎И‏ ‎с ‎коня ‎много ‎падал, ‎голову‏ ‎себе‏ ‎дважды‏ ‎разбивал, ‎руки‏ ‎и ‎ноги‏ ‎повреждал. ‎Но‏ ‎Бог‏ ‎сохранил ‎меня‏ ‎невредимым».

Из ‎летописи ‎мы ‎знаем, ‎что‏ ‎около ‎1166‏ ‎года‏ ‎к ‎галицкому ‎князю‏ ‎Ярославу ‎Осмомыслу‏ ‎приехал ‎знатный ‎беглец ‎—‏ ‎Андроник‏ ‎Комнин, ‎будущий‏ ‎император ‎ромеев.‏ ‎В ‎честь ‎высокого ‎гостя ‎Ярослав‏ ‎устроил‏ ‎большую ‎охоту‏ ‎на ‎туров.‏ ‎Восхищенный ‎Андроник ‎решил ‎по ‎возвращении‏ ‎на‏ ‎родину‏ ‎непременно ‎завести‏ ‎охоту ‎и‏ ‎при ‎своем‏ ‎дворе.

Охота‏ ‎на ‎туров‏ ‎была ‎столь ‎популярна ‎в ‎Европе,‏ ‎что ‎довольно‏ ‎быстро‏ ‎привела ‎к ‎резкому‏ ‎сокращению ‎поголовья‏ ‎этих ‎животных. ‎В ‎Германии,‏ ‎Франции‏ ‎и ‎Англии‏ ‎туры ‎стали‏ ‎большой ‎редкостью ‎уже ‎в ‎конце‏ ‎XII‏ ‎века. ‎На‏ ‎Руси ‎они,‏ ‎по-видимому, ‎исчезли ‎двумя ‎столетиями ‎позже.‏ ‎В‏ ‎начале‏ ‎XVI ‎века‏ ‎туров ‎можно‏ ‎было ‎встретить‏ ‎только‏ ‎в ‎Польско-Литовском‏ ‎государстве, ‎хотя ‎тамошние ‎правители ‎тоже‏ ‎слыли ‎заядлыми‏ ‎охотниками.‏ ‎По ‎свидетельству ‎литовского‏ ‎историка ‎Стрыйковского,‏ ‎великий ‎князь ‎Гедимин ‎собственноручно‏ ‎убил‏ ‎тура ‎на‏ ‎горе, ‎которая‏ ‎и ‎доныне ‎называется ‎Туровою. ‎Рога‏ ‎этого‏ ‎зверя, ‎окованные‏ ‎золотом, ‎хранились‏ ‎в ‎княжеской ‎сокровищнице ‎и ‎извлекались‏ ‎оттуда‏ ‎во‏ ‎время ‎пиров.‏ ‎В ‎1429‏ ‎году ‎один‏ ‎из‏ ‎них ‎был‏ ‎подарен ‎венгерскому ‎королю. ‎

Тур. ‎Немецкая‏ ‎гравюра ‎XVI‏ ‎в.

Имперский‏ ‎дипломат ‎Сигизмунд ‎Герберштейн,‏ ‎побывавший ‎в‏ ‎начале ‎XVI ‎века ‎в‏ ‎Литве‏ ‎и ‎Московии,‏ ‎оставил ‎интересное‏ ‎описание ‎туров, ‎правда, ‎уже ‎отчасти‏ ‎одомашненных:‏ ‎«Это ‎настоящие‏ ‎лесные ‎быки,‏ ‎ничем ‎не ‎отличающиеся ‎от ‎быков‏ ‎домашних,‏ ‎разве‏ ‎только ‎тем,‏ ‎что ‎все‏ ‎они ‎черные‏ ‎и‏ ‎имеют ‎через‏ ‎всю ‎спину ‎беловатую ‎полосу ‎наподобие‏ ‎линии. ‎Этого‏ ‎зверя‏ ‎немного; ‎и ‎есть‏ ‎известные ‎села‏ ‎и ‎округи, ‎которым ‎поручено‏ ‎смотреть‏ ‎и ‎ходить‏ ‎за ‎ним‏ ‎и ‎его ‎берегут ‎не ‎иначе,‏ ‎как‏ ‎в ‎загонах‏ ‎или ‎лесных‏ ‎зверинцах...». ‎

Современник ‎Герберштейна, ‎Антон ‎Шнеерберг,‏ ‎добавляет‏ ‎следующие‏ ‎подробности: ‎«Это‏ ‎животное ‎очень‏ ‎проворно, ‎но‏ ‎недолговечно;‏ ‎говорят, ‎что‏ ‎только ‎немногие ‎пережили ‎15 ‎лет;‏ ‎волки ‎им‏ ‎не‏ ‎вредят, ‎разве ‎только‏ ‎тогда, ‎когда‏ ‎бродит ‎отдельно ‎молодняк, ‎его‏ ‎тогда‏ ‎волки ‎пожирают.‏ ‎Человека ‎тур‏ ‎не ‎боится ‎и ‎от ‎встреченного‏ ‎не‏ ‎убегает, ‎а‏ ‎напротив, ‎нападающему‏ ‎на ‎него ‎лишь ‎немного ‎уступает‏ ‎с‏ ‎дороги...‏ ‎Будучи ‎рассержен,‏ ‎он ‎сильно‏ ‎свирепеет...».

По ‎словам‏ ‎Шнеерберга,‏ ‎охота ‎на‏ ‎тура ‎в ‎его ‎время ‎происходила‏ ‎следующим ‎образом.‏ ‎В‏ ‎начале ‎осени ‎охотники,‏ ‎по ‎разрешению‏ ‎короля, ‎намечали ‎одного, ‎наиболее‏ ‎сильного‏ ‎зверя. ‎На‏ ‎охоту ‎выходило‏ ‎много ‎конных ‎и ‎пеших ‎со‏ ‎стрелами,‏ ‎ружьями ‎и‏ ‎большим ‎числом‏ ‎собак. ‎Выбранного ‎тура ‎криками ‎и‏ ‎собачьим‏ ‎лаем‏ ‎заставляли ‎отделиться‏ ‎от ‎остальных‏ ‎и ‎начинали‏ ‎преследование,‏ ‎которое ‎порой‏ ‎растягивалось ‎на ‎целый ‎день. ‎Наконец,‏ ‎когда ‎тура‏ ‎обездвиживали,‏ ‎с ‎него, ‎еще‏ ‎живого, ‎сдирали‏ ‎кожу ‎со ‎лба ‎между‏ ‎рогами,‏ ‎где ‎вилась‏ ‎шерсть, ‎и‏ ‎только ‎после ‎этого ‎убивали. ‎Первым‏ ‎делом‏ ‎из ‎разделанной‏ ‎туши ‎вынимали‏ ‎сердце ‎и, ‎разрезав ‎его ‎пополам,‏ ‎вынимали‏ ‎«маленькую‏ ‎косточку ‎в‏ ‎форме ‎креста»;‏ ‎такую ‎косточку‏ ‎вместе‏ ‎с ‎кожей,‏ ‎содранной ‎со ‎лба, ‎посылали ‎королю:‏ ‎эти ‎охотничьи‏ ‎трофеи‏ ‎ценились ‎очень ‎высоко.‏ ‎Король ‎Сигизмунд‏ ‎II ‎несколько ‎раз ‎посылал‏ ‎соленое‏ ‎мясо ‎тура‏ ‎в ‎виде‏ ‎ценного ‎подарка ‎императору ‎Карлу ‎V.

Польский‏ ‎король‏ ‎Сигизмунд ‎III‏ ‎Ваза ‎(1566–1632)‏ ‎издал ‎приказ ‎об ‎охране ‎мест‏ ‎обитания‏ ‎туров.‏ ‎Но ‎королевское‏ ‎решение ‎уже‏ ‎не ‎могло‏ ‎спасти‏ ‎вымирающий ‎вид.‏ ‎В ‎то ‎время ‎в ‎королевском‏ ‎заповеднике ‎—‏ ‎Якторовском‏ ‎лесу, ‎близ ‎Варшавы‏ ‎(площадью ‎примерно‏ ‎25 ‎на ‎15 ‎км),‏ ‎обитало‏ ‎лишь ‎небольшое‏ ‎стадо ‎туров.‏ ‎В ‎1564 ‎году ‎их ‎насчитывалось‏ ‎всего‏ ‎30, ‎в‏ ‎1599-м ‎—‏ ‎24, ‎1602-м ‎— ‎5, ‎а‏ ‎в‏ ‎1627‏ ‎году ‎пала‏ ‎последняя ‎корова-турица.

Памятник‏ ‎последнему ‎туру‏ ‎в‏ ‎Якторове

Скелет ‎тура

Странным‏ ‎образом ‎исчезновение ‎этого ‎древнего ‎спутника‏ ‎человека ‎было‏ ‎столь‏ ‎полным, ‎что ‎ни‏ ‎в ‎одной‏ ‎стране ‎не ‎осталось ‎даже‏ ‎чучела‏ ‎тура. ‎В‏ ‎результате ‎туров‏ ‎стали ‎путать ‎с ‎зубрами. ‎Облик‏ ‎этих‏ ‎животных ‎был‏ ‎восстановлен ‎только‏ ‎учеными ‎XIX–XX ‎веков ‎— ‎по‏ ‎найденным‏ ‎археологами‏ ‎скелетам. ‎В‏ ‎Польше ‎существует‏ ‎Ассоциация ‎по‏ ‎воспроизведению‏ ‎тура ‎(Polska‏ ‎Fundacja ‎Odtworzenia ‎Tura), ‎которая ‎намерена‏ ‎клонировать ‎вымершее‏ ‎животное‏ ‎при ‎помощи ‎ДНК,‏ ‎сохранившихся ‎в‏ ‎костях. ‎Проект ‎поддерживает ‎польское‏ ‎Министерство‏ ‎охраны ‎окружающей‏ ‎среды.

Восстановленный ‎вид‏ ‎тура

Прямым ‎родственником ‎тура ‎является ‎ватусси‏ ‎—‏ ‎африканский ‎бык‏ ‎с ‎непропорционально‏ ‎большими ‎рогами, ‎достигающими ‎2,4 ‎м‏ ‎в‏ ‎длину‏ ‎и ‎весящими‏ ‎до ‎100‏ ‎кг. ‎Такие‏ ‎рога,‏ ‎подобно ‎радиатору,‏ ‎спасают ‎ватусси ‎от ‎перегрева, ‎поскольку‏ ‎их ‎костный‏ ‎стержень‏ ‎пронизан ‎сетью ‎капилляров.‏ ‎Чем ‎больше‏ ‎и ‎толще ‎рога, ‎тем‏ ‎быстрее‏ ‎процесс ‎охлаждения.

Ватусси


Читать: 17+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Скандинавские наёмники на Руси

Вопреки распространенному заблуждению, собственно в княжеских дружинах «варяги» были редкими птицами.

Читать: 33+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Единство Руси. Часть 2. Княжение Ярослава Мудрого

Мы привыкли называть этого князя Ярослав Мудрый. Однако с исторической точки зрения это не совсем верно.

Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Анастас

В память заслуг перед Владимиром во время осады Корсуни Анастас был зачислен в «княжие попы».

Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Царевна Анна (963–1011/1012)

В браке с Анной князь Владимир обрел семейное счастье. В ней он нашел и любящую жену, и друга, и умного советника.

Читать: 11+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Фёдор и Иоанн (варяги-мученики)

В церковной традиции, варяги Федор и его сын Иоанн — первые христианские мученики на Руси.

Читать: 8+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Воевода Добрыня и крещение Новгорода

Судя по всему, в XI–XII вв. на Руси существовал целый цикл дружинных сказаний о Добрыне.

Читать: 7+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Князь Ярополк (960/961?–978/980)

С вокняжением Владимира в Киеве раздел Русской земли был уничтожен, государственное единство ее восстановлено.

Читать: 17+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Единство Руси. Часть 1. Княжение Владимира

Во время княжения Владимира Русь вступила в недолговечную эпоху единства.

Show more

Обновления проекта

Follow

Statistics

7 readers

Filters

Gift a subscription

A code will be created that will allow the recipient free access to a certain subscription level.

Payment for this user will be deducted from your card until the subscription is cancelled. The code can be shown on the screen or emailed with instructions.

Add card
0/2048